Главное, что должен запомнить ребенок в начальной школе о составе слова:
- Морфемы — это наименьшие значимые единицы языка, которые помогают в построении словоформ и выражении смысла.
- Морфемный разбор слова — выделение составных морфем: корень, окончание, приставка или суффикс.
- Окончание — это изменяемая часть слова, которая стоит в конце.
- Корень — это главная часть слова, в которой заключено его значение. Слово не может быть без корня.
- Приставка — это часть слова, которая помогает образовывать новые слова. Она стоит перед корнем.
- Суффикс — так же как и приставка, служит для образования новых слов, но стоит после корня.
- Основа слова — это часть слова, которая несет лексическое значение, без указания на его форму. То есть окончание и некоторые формообразующие суффиксы не входят в основу слова.
- Однокоренное слово ≠ форма слова.
Зачем детям нужно знать морфемный состав слова:
- Помогает лучше понимать и запоминать новые слова. Разбивая слово на составные части, дети анализируют его значение и смысл по отдельности, что существенно облегчает запоминание и усвоение самого слова. Например, если ребенок знает, что приставка ПРЕД- обозначает предварительное действие или положение перед чем-либо, то он сможет легко понять значение незнакомых слов, например, "предубежденный", "предплечье".
- Улучшает навыки орфографии. Правило для проверки орфограммы следует выбирать в зависимости от ее местонахождения в слове. Например, если безударная гласная стоит в корне, её стоит проверять ударением, подобрав однокоренное слово (лЕсник — лЕс), если безударная в приставке — нужно вспомнить правописание самой приставки (например, бывает только приставка ЗА- или НА-, с буквой «о» этих приставок не бывает), если нужно проверить гласную в окончании, то у имен прилагательных это проверяется по вопросу (море — какОЕ? - зеленОЕ), а у существительных зависит от их склонения (говорить о ночИ — существительное 3 склонения, поэтому пишется в окончании И) и т.п.
- Помогает понимать закономерности образования слов в русском языке, таким образом подготавливая основу для изучения иностранного языка через сопоставление.
- Развивает чувство языка, которое связано прежде всего с вниманием к словообразованию и словоизменению. Иными словами это языковая интуиция, необходимая для развития связной устной и письменной речи, а также полноценной читательской деятельности.
Как начать знакомство с морфемным разбором
После знакомства ребенка со всеми частями слова следует морфемный разбор, то есть умение выделять все части слова сразу. Не стоит начинать разбор с поиска приставки, хоть она и стоит вначале слова, так как ее может просто не быть ( например, ВЫход — вымпел). Также можно отнести к корню слова часть окончания, если начать разбор именно с него (станция — почти все слово является корнем, окончание только буква Я). Поэтому существует определенный алгоритм, которому нужно следовать.
Алгоритм морфемного разбора слова
1. Найти окончание слова
Как сделать: изменить форму слова. У прилагательного проще поменять род, у существительного падеж, подставив слова “нет”, “горжусь”, “думаю”.
2. Определить корень
Как сделать: подбирать родственные (однокоренные) слова.
3. Выделить приставку
Как сделать: приставка стоит перед корнем, в редких случаях бывает несколько приставок.
4. Выделить суффикс
Как сделать: стоит между корнем и окончанием. Может быть несколько суффиксов в слове.
5. Определить основу слова
Как сделать: в основу слова не входят: окончание и словообразующие суффиксы (например: л - суффикс у глаголов прошедшего времени, -ть, -ти- суффиксы неопределенной формы глагола и др.)
Пример морфемного разбора слова по алгоритму
«Подберезовик»
1. Определяем окончание. Меняем форму слова.
(Нет) подберезовикА, (думаю) о подберезовикЕ
Значит: Подберезовик — нулевое окончание
2. Выделяем корень. Подбираем однокоренные слова (не менее двух)
БЕРЕЗа, БЕРЕЗовый
Значит: Подберезовик — корень -БЕРЕЗ-
3. Ищем приставку.
Перед корнем стоит ПОД-, значит это приставка.
4. Выделяем суффикс.
Между корнем и окончанием стоит два суффикса -ОВ- и - ИК-.
5. Определяем основу слова.
Основой будет являться все слово, так как окончание нулевое.
Игровые методики для освоения морфемного разбора
С детьми младшего возраста при изучении состава слова стоит применять игровые методы.
Игра с конструктором
Оборудование: подготовьте конструктор, на каждой детали определенного цвета напишите или наклейте название морфемы (например все желтые детали — это окончания), напишите слова для разбора на отдельных карточках.
Описание: дайте ребенку карточку с самым простым словом. Сначала нужно определить окончание слова, при этом малыш берет соответствующую деталь конструктора и кладет рядом. Далее определяется корень и т.д. Нужно соединить все кусочки конструктора — получится модель слова.
Результат: игра позволяет выучить названия всех морфем, последовательность морфемного разбора и, так сказать, «прощупать» слово.
Игра с таблицей
Оборудование: сделайте таблицу на листе А4, разделив ее на 4 столбика (по количеству морфем). Подготовьте карточки со словами для разбора, а также клей и ножницы.
Описание: начните разбор слова с поиска окончания, когда оно будет определено, отрежьте его от слова и приклейка в соответствующий столбик в таблице. Далее найдите корень, отрежьте его и поместите на нужное место. Оставшиеся кусочки распределите в первый или третий столбец.
Результат: формируется осознанное понятие, что морфема — это отдельная единица слова, которая имеет определенное значение.
В этой же игре можно поэкспериментировать, подставляя к одному корню разные приставки — пусть ребенок попробует объяснить, как при этом меняется значение слова. Например: ЗАход, ПЕРЕход, ПОДход, ПРИход, Уход и т.д.
! Важные рекомендации
1. Начинайте изучение постепенно, занимайтесь каждой морфемой отдельно.
2. При изучении корня и родственных слов важно показать разницу между однокоренным словом и формой. Форма слова — это изменение по падежам, родам и числам, при этом нового смысла слово не несёт, а сохраняет свое лексическое значение (дом, от дома, к дому, домА). Для однокоренных слов должно выполняться два условия: они имеют близкое значение и одинаковый корень.
Например:
ВОДа - ВОДяной — однокоренные.
ВОДа - ВОДить — не однокоренные, так как разное значение слов.
ВОДа- ЖИДКость — не однокоренные, так как разный корень, хотя значение схожее.
3. На этапе знакомства с суффиксом и приставкой особенно важно постараться запомнить основные из них, чтобы легче находить в словах и не путать написание. Необходимо показать, как эти морфемы влияют на лексическое значение слова.
Например:
Дом - домИК — уменьшительно-ласкательный суффикс
Ходить - ПРИходить — приставка указывает на приближение.
4. Обучая выделять окончание важно показать, что в слове оно практически всегда есть (за исключением неизменяемых слов «пальто», «метро» — у таких слов окончания нет), даже если визуально этого не видно. Есть слова с нулевым окончанием, где буквы отсутствуют, но при этом такое окончание является показателем формы слова.
Например:
Мир — нулевое окончание указывает на м. р.
(много) груш — нулевое окончание показывает форму множественного числа родительного падежа. При этом важно знать, что в этом случае мягкий знак на конце не пишется.
5. В начале знакомства с темой рекомендуется использовать визуальные подсказки, такие как раскрашивание разных частей слова в разные цвета. Например, корень раскрашивается в красный цвет, а приставка — в зеленый. Это поможет детям визуально выделить части слова и понять их структуру.
6. Не используй в начале изучения слова с чередованием букв в корне слова. Например: ДРУЖить - ДРУГ.
7. Организовывайте игры и упражнения с помощью кубиков или карточек с различными морфемами. Это поможет ребенку практически освоить навык морфемного разбора и в дальнейшем выполнять его самостоятельно.
8. Используйте интерактивные приложения или обучающие ресурсы, которые помогут ребенку развивать навык морфемного разбора.
Изучение состава слова — это важный этап в освоении русского языка для детей. Разбор слова на составные морфемы позволяет детям более глубоко понимать значение слова и правила его образования, что формирует общую грамотность и языковую культуру.