Развитие воображения у детей

670

Воображение детей играет важную роль в их обучении и творчестве. Оно способствует лучшему пониманию окружающего мира, развитию креативности и способности к абстрактному мышлению. Поддерживать и стимулировать воображение можно с помощью разнообразных игр и упражнений.

Игры на воображение для детей 

Воображение у детей дошкольного возраста
(3-6 лет)

  • В этом возрасте дети начинают активно играть в "прячься" и "как будто". Эти игры развивают способность воображать разные ситуации.
  • Игры с рисунками и красками, где малыши могут создавать свои собственные миры на холсте.
  • Появляются ролевые игры, которые помогают ребенку примерять на себя разные роли и создавать простые сюжеты.
  • Игры с конструкторами и разноцветными блоками обеспечивают развитие творческого мышления.

Описание игр:

•    Волшебник
Ребенок выбирает себе роль какого-то волшебника: добрый, злой, волшебник-озорник, волшебник-ученый и т.д. Выбранного персонажа нужно изобразить, подобрать правильную мимику и поведение. Если детей несколько, можно устроить конкурс на угадывание настроения и эмоций. Затем нужно придумать, какие дела подходят тому или иному волшебнику. Например: ворчун наколдовал что-то злое, а добрый волшебник придумал, как это исправить.

•    Волшебное дерево
Игра для группы детей. Подготовить предмет, имитирующий дерево: вешалка, ветка, дерево из картона. Каждый малыш вешает на ветку свой предмет. Это может быть игрушка, шарф, варежки, заколка и т. п. Ведущий говорит: «Это волшебное дерево, и все вещи теперь стали волшебными». Первый участник подходит и берет любую вещь, придумывает каким необычным свойством она может обладать и произносит, например: «Это — волшебная заколка, она может заставить прыгать на одной ноге». Далее ребенок называет имя хозяина, и, если угадывает правильно, то тот выполняет действие, в обратном случае действие должен выполнить сам говорящий. 

•    Смешные человечки
Приготовьте лист бумаги и краски. Пусть малыш ставит цветные пятна, а взрослый дорисовывает их до забавных персонажей. Потом нужно поменяться местами, и дорисовывать будет уже малыш. После можно вырезать самые забавные картинки и придумать с ними историю или разыграть сказку.

•    Наблюдаем за природой
Наблюдения за явлениями природы отлично помогают развивать воображение и фантазию. В ясный теплый день устройте пикник и внимательно рассмотрите облака, пофантазируйте на что они похожи, куда спешат и зачем. Темным ясным вечером хорошо видны звезды на небе, можно также попробовать разглядеть в них какие-либо фигуры и узоры. Увиденное стоит зарисовать на бумаге, а можно даже завести специальный альбом наблюдений за небесными телами.

Воображение детей младшего школьного возраста
(7-8 лет)

  • Развитие воображения включает самостоятельные игры, где дети могут создавать свои истории и персонажей. Например, "игра в куклы" или "построить свой мир из LEGO".
  • Рисование и создание комиксов, где малыши могут выразить свои идеи и истории.
  • Дети начинают учиться создавать сложные сюжеты и исследовать мир в своей воображаемой игре.

Описание игр:

•    Веселые комиксы
Подготовьте альбом и материалы для рисования. Начать рассказывать невероятную историю должен взрослый, а задача ребенка продолжить ее и нарисовать комиксы. Например: в одном чайнике жил да был веселый народ чаинок. Они очень любили танцевать и петь песни, но вот однажды…». Если ребенку сложно продолжить, то можно задавать вопросы и рисовать картинки к каждому придуманному сюжету. Во время рисования ребенку легче приходят новые идеи и образы для продолжения истории, это помогает фантазировать. Также через подобные истории можно обсуждать сложные жизненные вопросы и прорабатывать детские тревоги.

•    Превращение
Ребенку даются простые предметы, например: мяч, кубик, стакан и др. Он должен придумать, на что этот предмет похож и объяснить это без слов. Когда загадка отгадана, предмет «переходит» к следующему игроку, который «превращает» его во что-то новое. 

•    Кто в коробке
Нужно подготовить распечатанные изображения коробок различного размера и формы. Взрослый говорит: «Это волшебные коробочки, потому что в них спрятаны разные звери и даже насекомые». Ребенок должен придумать, кто может быть внутри и соответственно раскрасить картинки, остальные участники должны догадаться, кто там может прятаться. Например, если ребенок загадал божью коровку, то коробка может быть красной с черными пятнами, а если там тигренок, то узор будет полосатым и т.д. 

(9-11 лет)

  • В этом возрасте у ребенка активно развивается абстрактное и пространственное мышление, что является основой для развития творческого потенциала.
  • Ролевые игры усложняются, а дети сами выступают организаторами и создателями идеи и её воплощения.
  • Искусство и литературное творчество, конструирование — основные направления развития, где дети могут создавать свои рассказы и изображения.

Описание игр:

•    Картонные замки
Конструирование и творчество помогают развивать воображение и фантазию. Картонные коробки — один из самых доступных материалов для моделирования. Из них можно сложить избушки, самолеты, машины и многое другое. Главное запастись дополнительно скотчем, клеем и ножницами. Сконструируйте вместе с ребенком большой дом, с окнами и дверью, можно придумать украшения для него и внутреннее наполнение. Такое занятие может надолго увлечь не только детей, но и взрослых.

•    Захватывающий квест
Квесты дети могут не только проходить, но с интересом создавать сами. Это развивает как фантазию, так и творческое мышление. Например, можно сделать карту, спрятать сокровище и др. Затем предложить друзьям пробовать пройти квест.

•    Я — инженер 
Ребенку дается набор различных геометрических фигур, лучше всего вырезанных из картона. Задача — собрать из всех деталей приспособление, которое бы помогало человеку выполнять различного рода действия. При этом разрешается использовать клей и раскрашивать детали, но нельзя добавлять новые. После «инженер» представляет свой проект, рассказывая об уникальных свойствах своего изобретения. 

•    Театр теней
Театр теней предполагает создание героев с помощью света и тени, что требует от участников развитого воображения. Кроме этого такие игры учат импровизации, подбору реплик и интонаций, сочинению историй. Можно совместно с ребенком придумать сюжет и разыграть для младших детей или приглашенных гостей.

Развитие воображения у детей является неотъемлемой частью их роста и развития. Используя различные игры и упражнения, адаптированные по возрасту, можно способствовать формированию творческого мышления и обогащению внутреннего мира маленьких личностей. Уделяя внимание развитию воображения, взрослые помогают детям стать более креативными, независимыми и успешными в будущем.

Онлайн-занятия на сайте «Разумейкин»:

  • развивают внимание, память, мышление, речь — а именно это является основой для успешного обучения в школе;

  • помогают изучить буквы и цифры, научиться читать, считать, решать примеры и задачи, познакомиться с основами окружающего мира;

  • обеспечивают качественную подготовку ребёнка к школе;

  • позволяют ученикам начальных классов освоить и закрепить наиболее важные и сложные темы школьной программы;

  • расширяют кругозор детей и в доступной форме знакомят их с основами различных наук (биологии, географии, физики, химии).

 

Выбери возраст — и вперед, к новым знаниям и успехам!

Читайте также