Как правильно делать уроки?

Из трех утверждений, описывающих проблемы школьников, — "Не хочет хорошо учиться", "Не может хорошо учиться", "Не умеет учиться" — последнее чаще всего бывает причиной первых двух.

Нагрузка на детей в современной школе достаточно высока. Домашние задания, даже в начальных классах, помимо классических примеров, задач и упражнений, включают в себя подготовку различных докладов, презентаций, проектов. Поэтому умение делать уроки быстро и качественно, умение планировать свое время и настраиваться на работу становятся важными для ребенка с самого раннего возраста.

Выполнение домашнего задания, как и любая работа, состоит из трех основных этапов:

 

  • подготовка;
  • собственно выполнение заданий;
  • завершение.

 

В этой статье мы рассмотрим основные правила, которые важны на первом этапе — при подготовке к выполнению заданий.

Подготовка к выполнению уроков включает в себя:

 

  1. подготовку рабочего места
    • 1.1. нужно убрать со стола все лишнее, что не используется в процессе выполнения конкретного задания — любимые игрушки, интересные книжки/журналы/картинки, телефон/планшет и т.д., выключить компьютер. Отсутствие всех этих "любимых" вещей в поле зрения ребенка во время выполнения заданий помогает ему не отвлекаться и, как следствие, сокращает время выполнения уроков.
    • 1.2. нужно приготовить все, что потребуется для выполнения данного урока — книги, тетради, ручки, карандаши, линейку и т.д. Наличие необходимых материалов на столе также поможет ребенку не отвлекаться и не тратить время на их поиск при выполнении задания. 
  2. настрой на выполнение заданий
    • 2.1. за быстрое и качественное выполнение уроков можно назначить "приз" — это может быть игра, прогулка, просмотр интересных для ребенка передач, что-то вкусное и т.д. (подбирается индивидуально в зависимости от ситуации и предпочтений ребенка, но нельзя злоупотреблять);
    • 2.2. любая работа выполняется успешнее, если понимаешь ее смысл, поэтому ответ на вопрос "Зачем делать уроки?" может существенно облегчить процесс их выполнения. При этом смысл выполнения заданий у каждого ребенка может быть свой — кому-то интересно узнавать новое, кому-то важно получить хорошую оценку и похвалу учителя, кому-то важно уважение одноклассников и т.д. Поговорите со своим ребенком, постарайтесь вместе определить, зачем и почему он делает уроки...
    • 2.3. хорошее настроение и самочувствие, безусловно, способствуют продуктивной работе, поэтому 
      приступать к выполнению заданий лучше не на голодный желудок; можно перед началом занятий сделать небольшую разминку. 
  3. планирование — нужно определить, какие задания и в какой последовательности выполнять.

За основу можно взять матрицу планирования дел Эйзенхауэра, в соответствии с которой все дела нужно распределить на группы в соответствии с их важностью и срочностью. Соответственно, все дела (уроки, задания) нужно разделить на 4 группы:
1). срочные и важные; 2). срочные, не важные;
3). не срочные, важные; 4). не срочные, не важные.

Классификация дел по важности и срочности

Самостоятельно ученику начальных классов это может быть сложно сделать, особенно в первое время, но при помощи взрослого ребенок сможет освоить этот способ планирования. И в будущем ему это обязательно пригодится и при выполнении уроков дома, и при планировании любой работы, которую нужно сделать.

В первую категорию — срочные и важные дела — должны попасть те задания, которые нужно обязательно выполнить к завтрашнему дню по основным предметам. Эти задания нужно выполнять в первую очередь. Если и их очень много, то из них можно начать с самых легких, чтобы быстрее сделать и сократить список дел.

Вторая категория — срочные, не важные дела — те уроки, которые нужно делать к завтрашнему дню, но не по основным предметам или дополнительные задания, которые можно выполнять по желанию (что-то нарисовать, найти дополнительную информацию, подготовить сообщение и т.д.). К этим заданиям нужно приступать, когда выполнены все срочные и важные дела.

Третья категория — не срочные, но важные дела — то, что задано не на завтра, но делать обязательно нужно (не по желанию). Чаще всего в эту категорию попадает подготовка докладов, рефератов, презентаций, проектов и т.д. Выполнять такие задания лучше, разбив их на части, за несколько раз. Приступать к ним нужно, когда выполнены все дела из первой и второй категорий (все срочные дела). Главное — следить, чтобы дела из этой категории не переходили в категорию срочных!

Четвертая категория — не срочные и не важные дела. Это могут быть какие-либо дополнительные задания, которые можно делать по желанию. Браться за их выполнение можно только, если выполнены все дела из первых трех категорий. Хотя для детей такие дела зачастую бывают самыми интересными и приятными, и поэтому малыши начинают выполнять их в первую очередь. При этом на их выполнение тратится достаточно много времени, а потом оказывается, что самое важное (и сложное) осталось не выполненным...

Поэтому, приступая к выполнению уроков, очень важно распределить все имеющиеся задания по группам в соответствии с их важностью и срочностью. В первое время в этом может потребоваться помощь взрослого, но, если делать это регулярно, ребенок обязательно научится планировать выполнение домашних заданий самостоятельно.

В следующей статье мы рассмотрим дальнейшие этапы выполнения уроков — собственно выполнение заданий и завершение выполнения уроков. Продолжение читайте в статье "Учимся делать уроки".

 

Автор: Руководитель проекта "Разумейкин", психолог Павлова Татьяна