Одна из самых сложных задач уроков русского языка — научить ребенка писать без ошибок, как орфографических, так и пунктуационных. Этот вопрос всегда волнует учителей, родителей и самих учеников. Основой правильного письма является орфографическая зоркость, то есть умение находить "опасные места", определять способы их проверки. Развитие такого навыка порой требует много сил и времени не только от самого ученика, но и от взрослых.
Существует множество методик и приемов, которые помогают ребенку освоить письменную речь и уменьшить количество ошибок:
1. «Орфография без правил» Троицкий П. С. Главный метод — проговаривание слов во время письма, закрепление написания во внешней речи.
2. «Зрительные диктанты» Федоренко Т.И. Сначала ребёнок читает и запоминает предложение, затем записывает.
3. «Пишем без ошибок» Сычева Н. Различные способы нахождения орфограмм в слове, проверки слов.
4. "Орфографическое чтение" Тихомиров Д. И. Чтобы ребёнок верно запомнил написание слов, стоит учить читать его по слогам так, как написано, а не так как звучат слова в действительности. При этом не стоит опасаться, что малыш станет неправильно говорить.
Прежде чем приступить к отработке той или иной методики для улучшения грамотности ребёнка, стоит обратить внимание на причины ошибок при письме. От этого будет зависеть и способ работы с ребёнком по устранению имеющихся трудностей.
Самые частые причины ошибок при письме
- Мало теоретических знаний — незнание правил
В данном случае следует регулярно заниматься, особенно по темам, которые вызывают наибольшие затруднения. Практика и отработка дает возможность повысить грамотность на 60%.
- Стресс и усталость
Если ребенок постоянно находится в стрессе: дома много конфликтных ситуаций или в школе есть трудности в общении со сверстниками, сложный период адаптации или просто слишком много нагрузки помимо школы — все это способствует снижению успеваемости, повышает рассеянность и невнимательность. В такой ситуации школьнику сложнее концентрироваться на уроках и выполнении заданий, повышается вероятность возникновения ошибок при письме.
- Неразборчивый почерк
Чаще всего, в таком случае, ребенок сам не может понять и прочитать, что написал, возникают сложности с проверкой и запоминанием визуально верного написания слов.
- Дисграфия
Это нарушение, вызванное различными причинами, требует особого подхода, коррекции, а в ряде случаев и специализированного лечения.
Что помогает повысить грамотность школьника
- Пальчиковая гимнастика. Очень важно проводить гимнастику для рук, особенно уделяя внимание разминке пальцев. Как известно, такие упражнения влияют на развитие мозга, активизируют внимание и мышление, улучшают память и речь. Перед каждым занятием выполняйте хотя бы два простых упражнения.
- Подготовительная работа. Перед тем как начать писать текст, ученику обязательно нужно прочитать его самостоятельно, найти объяснение всех непонятных слов.
- Списывание. Как можно чаще списывать тексты. Правильное написание слов усваивается с помощью зрительной и графической памяти. А ежедневная тренировка в письме способствует улучшению почерка.
- Не показывать неверное написание слов. Никогда не показывать и даже не говорить, какая может быть в слове ошибка, какие есть варианты неправильного написания слова. Если ребенок ошибся, в этом случае просто исправить нейтральными чернилами, проговорить и написать правильно. Если объясняется новое правило, не показывайте варианты с ошибками, так как это чаще всего быстрее и запоминается.
- Проговаривание. Когда малыш учится писать, обязательно нужно следить, чтобы он диктовал или проговаривал шепотом все, что пишет. В результате такой диктовки он сначала во внешней речи закрепляет правильное написание слова, а потом ещё и графически.
- Самопроверка. Обязательно нужно приучать проверять написанное. Следует прочитывать по слогам то, что написано, а ещё лучше вслух или полушепотом.
- Регулярность. Важно уделять письму хотя бы 15-20 мин в день, но не более 35 мин., тренируя орфографическую зоркость и разрабатывая руку.
- Аккуратный почерк. Почерк заслуживает особого внимания. От этого напрямую зависит зрительное и графическое запоминание слов. Чем аккуратнее почерк, тем меньше вероятность ошибок и более качественная самопроверка текста.
- Похвала. Чаще хвалите малыша. Он только начинает учиться писать и для него это очень трудное дело. Даже маленький успех стоит подкреплять словесными поощрениями. Избегайте сравнения его с более успешными одноклассниками, а также критики в его адрес, таким образом можно добиться ухудшения результатов.
Развитие орфографической зоркости, правило "окошек"
Развитие методики письма с "окошками" началось еще в 60х годах. Основателями являются А.И. Кобызева и Е.М. Заморзаева. Они рекомендовали ученикам на уроках русского языка пропускать те буквы, в написании которых они сомневались. После этого коллективно разбирались эти пропуски, определялись способы проверки слов.
На тот момент этот прием не получил должного развития, так как показал низкий результат. Причина была в том, что дети не могли найти опасные места самостоятельно, не сомневались в выборе букв и не оставляли в результате "окошек", при этом допуская ошибки.
В дальнейшем психологи проанализировали данную методику и пришли к выводу, что письмо с "окошками" будет работать, если есть подготовительный этап. Обучение следует вводить с первого класса на регулярной основе, учить видеть слабые и сильные позиции в слове. В таком случае орфографическая зоркость действительно будет улучшаться.
Современная методика письма с "окошками".
Сегодня приём обучения письму с "окошками" можно найти в современных учебниках. Родители также могут использовать этот прием, если хотят помочь ребенку научиться писать без ошибок. Но для успешного освоения данного метода требуется ряд обязательных условий:
• Систематичность в изучении материала.
• Длительность и целенаправленность в работе.
• Для более эффективного формирования орфографической зоркости, подготовительную работу желательно начинать как можно раньше, можно еще до школы.
• Учитывать способности ребенка к осознанному обучению.
Суть такого приема заключается в том, что, начиная знакомиться с правила правописания, ребята учатся искать эти орфограммы в словах. Если есть сомнение в написании буквы, то в таком случае делается пропуск. Над словом на начальном этапе обучения ставятся в виде дроби буквы, между которыми нужно сделать выбор. В дальнейшем рекомендовано не подписывать буквы, чтобы не искажать вид слова. Со временем такой навык должен автоматизироваться, и ученик сам сможет быстро находить орфограммы и проверять их.
Например, при записи под диктовку предложения «В лесу есть грибы.», ребенок вместо орфограмм ставит точки, над ними записывает возможные варианты букв:
Дальше работа идет по следующему алгоритму, представленному на схеме:
Если ребенок не может объяснить написание сам, разберите совместно, опираясь на правила.
Возможно дополнять обучение различными видами упражнений. К примеру, когда уже дан разбор с окошками, и нужно его объяснить или списать без окошек и др.
Такой метод даёт возможность ученику обдумывать свои действия, предупреждая ошибку. Ребёнок не пишет, то что первое приходит ему в голову, а, сомневаясь в написании, он может подумать над трудным местом и принять верное решение для выбора буквы. Такой метод, кроме повышения уровня безошибочного письма, позволяет выработать самостоятельность, самоконтроль, воспитывает уважительное отношение как к письменной, так и устной речи.