Игры и упражнения для развития мышления у детей 7-8 лет

518

Развитие мышления является одной из ключевых задач в становлении ребенка. Возраст от 7 до 8 лет — это особенно важный период, когда происходят значительные изменения в когнитивной сфере. 
Младшие школьники становятся все более способными к абстрактному мышлению и решению сложных задач. Они улучшают свои навыки в области классификации, сравнения, анализа и синтеза. Однако, малыши еще не полностью сформировали эти навыки и требуют поддержки и стимуляции со стороны взрослых. Игры и упражнения будут наилучшим инструментом для этого.

"Заколдованный мяч"

Описание: 
Вариант 1: взрослый придумывает невероятные утверждения и затем бросает мяч ребенку. Задача малыша заключается в том, чтобы предложить правильный вариант фразы, исправляя «ошибку». Например, ведущий говорит: "Ёжик плавает в океане" и бросает мячик. Ребенок, быстро среагировав на небылицу, отвечает: "Ежик прячется в траве". Таким образом, каждый раз он исправляет неверные утверждения ведущего и предлагает логическую альтернативу.
Вариант 2: другой вариант этой игры, когда ведущий говорит какое-то утверждение и бросает мяч, а ребенок должен определить, правда это или ложь.  Если фраза является правдой, то ребенок должен ловить мяч, а если была сказана неправда – отбивать. Такое упражнение развивает не только реакцию и координацию движений, но и способность отличать правду от вымысла. 

 

"Настольные игры"

Описание: яркие наборы с разнообразными и красивыми рисунками, фигурами и простыми правилами привлекают внимание как детей, так и взрослых. Шашки, шахматы, морской бой, домино, лото — это проверенные временем классические игры, которые всегда будут актуальными и идеальными для семейного отдыха. Они воспитывают навыки благородного победителя и способность принимать поражения, а также позволяют насладиться общением и увлекательным процессом игры.

 

 "Экспериментатор"

Описание: детям предлагается проводить различные простые научные эксперименты, наблюдая, анализируя результаты и делая выводы. Очень интересны и наглядны эксперименты с водой, они наиболее безопасны, но при этом яркие и запоминающиеся. 
Например, получение радужной воды является невероятно впечатляющим экспериментом. Чтобы достичь этого эффекта, необходимо залить несколько слоев разноцветной воды в стакан, заранее добавив в каждый слой определенное количество сахара. Первому цвету добавляется одна ложка сахара, во второй – две ложки и так далее. При добавлении сахара плотность воды возрастает, и она становится тяжелее. Наливать в стакан цветную воду следует очень аккуратно, начиная с самого плотного слоя. В итоге, самый сладкий цвет будет располагаться в самом низу, а цвет с самым низким содержанием сахара – наверху.

 

"Математический путешественник"

Описание: каждый человек осознает важность математики в своей жизни, поэтому даже в детском саду начинают обучать малышей основам этой науки. Однако математика является достаточно сложным предметом, и многие дети, особенно те, кто имеет склонность к гуманитарным наукам, испытывают затруднения при решении примеров и задач. Чтобы преодолеть эту преграду, рекомендуется использовать математические игры, благодаря которым изучение счета станет интересным и веселым процессом. Это позволит легче усваивать сложную информацию и будет способствовать развитию мышления, внимания и других когнитивных способностей. 
Можно использовать классические головоломки, решение которых требует метода перебора. К примеру, "На столе находятся три чашки (можно взять больше для повышения сложности), под одной из них находится орех, его необходимо найти. После каждой неудачной попытки, чашки меняют свои места. При этом не запрещается запоминать уже проверенные чашки и искать орех методом исключения.


"Потеряшка"

Описание: детям даются карточки с предложениями, где одно слово "потеряно". Ребёнок должен сам догадаться, что нужно вставить и объяснить свой выбор. 

Например:
"В тёмном густом лесу, около куста малины, затрещали ветки, задрожали листья, и появился лохматый …." (медведь).
Сегодня утром я проснулся рано, меня разбудил запах оладьев и громкий звонок …" (будильника).
Наступил …., на улице выпал пушистый снег, ребята весело катались с горок, а мы с нетерпением ждали окончания этого месяца и наступление Нового года. (декабрь).

Такая игра подойдет для одного человека или компании детей, тогда можно устроить состязания или викторину на скорость.

 

"Словесный мост"

Описание: ведущий показывает две карточки, которые на первый взгляд не связаны между собой. Ребенок должен логически соединить эти изображения и придумать слово, которое было бы  "словесным мостиком" между ними. Например, даны две карточки "медведь", "дерево".  Участники игры могут подобрать следующие слова: "лазить" (медведь залезает на дерево), "вырезать" (вырезать фигурку медведя из дерева), берлога (медведь устраивает под ветками дерева свою берлогу) и др. Ребенок должен обязательно объяснить, почему он выбрал именно это слово или привести примеры высказываний.

 

"Кто главный"

Описание: перед ребенком кладутся 5 карточек со словами и одна опорная. Задача малыша — выбрать из этих карточек главное, то, без чего не может существовать предмет, записанный на опорной карточке. При этом все слова могут иметь отношение к нему и играть важную роль, но нужно найти то, что будет самым важным и необходимым.

Например:
Огород — растения, лейка, лопата, забор.
Квадрат — сторона, чертеж, карандаш, бумага.
Чтение — картинка, журнал, текст, страница.
Повар — плита, продукты, колпак, тарелка.

При этом ребенок должен объяснить свой выбор. Можно играть с группой детей. Для усложнения добавляйте карточки, ищите 2 главных слова или больше.

 

"Веселые фигуры"

Описание: необходимо выбрать одну из простых геометрических фигур — треугольник, квадрат, ромб или круг. Разместить несколько изображений выбранной фигуры на листе формата A4, расположив их в три строки. После этого, установите таймер на 3 мин, ребенок за отведенное время должен нарисовать различные картинки, используя эти фигуры в качестве основы. Важна оригинальность идей, а не само качество рисования. 

 

"Невероятные истории"

Описание: взрослый предлагает сочинить историю или сказку, в которой в качестве главных героев будут выбранные персонажи, изначально представленные в виде иллюстраций, предметов или просто перечисленные в списке. Рассказывать, мечтать и фантазировать можно на любые темы, которые внезапно посетили воображение:

●    Если бы у меня была волшебная палочка…
●    Что может рассказать кит...
●    Если бы я повстречал снежного человека…
●    Что бы я никогда не сделал в своей жизни…
●    Если бы я нашёл Атлантиду…
●    Когда я вырасту, то обязательно сделаю…

 

"Строители" 

Описание: дети по своей природе всегда стремятся строить и создавать. Игры с конструктором являются отличным способом развивать мелкую моторику и творческое мышление. Когда ребенок создает постройки, следуя схемам или воплощает свои задумки в реальности, развивается его пространственное и логическое мышление. Строить можно из конструктора или из кубиков, а можно придумать большой домик, накрыть стулья или столы покрывалом, добавив декора и светильников. Дети всегда с восторгом включаются в такую работу.

 

Такие увлекательные игры и занятия станут полезным инструментом для развития мышления у детей 7-8 лет. А их регулярное и систематическое проведение будет способствовать развитию когнитивных навыков и самостоятельности.
 

Онлайн-занятия на сайте «Разумейкин»:

  • развивают внимание, память, мышление, речь — а именно это является основой для успешного обучения в школе;

  • помогают изучить буквы и цифры, научиться читать, считать, решать примеры и задачи, познакомиться с основами окружающего мира;

  • обеспечивают качественную подготовку ребёнка к школе;

  • позволяют ученикам начальных классов освоить и закрепить наиболее важные и сложные темы школьной программы;

  • расширяют кругозор детей и в доступной форме знакомят их с основами различных наук (биологии, географии, физики, химии).

 

Читайте также