1291

Бесконфликтная дисциплина для многих родителей, к сожалению, – недостижимый идеал. Большинство взрослых так или иначе наказывают своих детей. О вреде физических наказаний написано много. Но есть и другие, не менее травматичные для психики ребёнка способы наказания. Например, игнорирование, или наказание молчанием.

Сразу оговоримся, что здесь не имеется в виду лишение внимания впавшего в истерику ребёнка. В данном случае игнорирование – скорее метод «скорой помощи», который призван помочь прекратить аффективную вспышку.

Но вот если ребёнок успокоился, готов к взаимодействию, а вы продолжаете не обращать на него внимание, делаете вид, что не слышите и не замечаете его, – это уже совсем другое дело. Ребёнок реагирует на подобное воспитательное воздействие по-разному в зависимости от темперамента, жизненного опыта, уверенности в себе и т.д. Один продолжает добиваться внимания со стороны родителя любой ценой, другой подавленно затихает…

Но в любом случае подобная родительская реакция рушит мир малыша. Ведь вы для него – гарант безопасности окружающего, тот, кто всегда пожалеет, поможет, поддержит. А если собственный родитель делает мир небезопасным, то как быть? И вынужден маленький человек приспосабливаться. «Меня любят, только если я веду себя так, как хотят другие», – вот установка детей, которых наказывали молчанием. Часто она сохраняется и во взрослой жизни.

Природа требует одного – быть собой, уважать и развивать свою индивидуальность, а родители – совсем другого – быть всегда хорошим для других: скрывать свои эмоции, не говорить правду и т.п. Так и возникает внутриличностный конфликт, который нередко приводит человека к невротизации, а то и хуже.

Так можно ли наказывать детей? И если да, то как правильно наказывать ребёнка?

Одно из основных правил воспитания — наказывать, лишая хорошего, а не делая плохое. Психологи предлагают заменить наказания санкциями. Санкции — это логически вытекающие из проступка воспитательные меры. Они созидательны и не подразумевают оскорбления личности ребёнка.

Существует классификация санкций, применяемых в воспитании:

  • лишение или отлагательство прав ребёнка на деятельность или пользование определенными предметами;
  • лишение ребёнка свободы взаимодействия с другими людьми;
  • возмещение ребёнком убытков (починка, уборка, для более старших возможно и денежное возмещение убытков).
  •  

    Например, ребёнок отказывается убирать игрушки. Вы предупреждаете его, что не намерены тратить свое время на препирательства, и если он будет продолжать, ему придется заплатить за это временем просмотра мультфильма.

    Но санкции не должны быть чрезмерными. При этом вы должны быть последовательными и не менять озвученное решение. Многие дети выдают защитную реакцию на санкции, например: «Ну и что! А мне все равно!» Не обманывайтесь этим показным безразличием. На самом деле правильно выбранные санкции оказывают на ребёнка большое влияние, не снижая его самооценку, помогают ему научиться отвечать за собственные поступки.

    Возможно, вас также заинтересуют статьи «Как не кричать на ребёнка», «Как научить ребёнка справляться с трудностями».

    А занятия на нашем сайте помогут развить у детей внимание, паямть, логику, подготовиться к школе, расширить свой кругозор. 

    Онлайн-занятия на сайте «Разумейкин»:

    • развивают внимание, память, мышление, речь — а именно это является основой для успешного обучения в школе;

    • помогают изучить буквы и цифры, научиться читать, считать, решать примеры и задачи, познакомиться с основами окружающего мира;

    • обеспечивают качественную подготовку ребёнка к школе;

    • позволяют ученикам начальных классов освоить и закрепить наиболее важные и сложные темы школьной программы;

    • расширяют кругозор детей и в доступной форме знакомят их с основами различных наук (биологии, географии, физики, химии).