Пальчиковая гимнастика для детей

486

В мире современных технологий дети часто сталкиваются с проблемами, связанными с моторикой и координацией. Одним из эффективных методов, способствующих их развитию, является пальчиковая гимнастика — уникальное направление физической активности. Этот метод становится все более популярным среди родителей, педагогов и специалистов в области детского развития. 

Пальчиковая гимнастика – неотъемлемая часть обучения у малышей. Она способствует формированию не только моторики, но  может улучшить и многие другие функции организма:

  • Активирует мышцы рук, помогает развитию моторики, улучшает координацию движений. Может быть использована для коррекции некоторых двигательных нарушений.
  • Укрепляет пальцы и кисти руки, помогает детям лучше справляться с задачами, связанными с письмом, развивает навыки управления ручкой, карандашом или мелкой кистью.
  • Игры с пальчиками — это своего рода небольшое представление, где требуется воображение и фантазия.
  • Каждое упражнение предполагает словесное сопровождение, что помогает расширять словарный запас, стимулирует речь малыша.
  • Укрепляет межполушарные связи, что способствует развитию мозговой активности и мышления.

Игры и упражнения для пальчиков

Пальчиковая гимнастика

Это забавные игры для детей на развитие мелкой и крупной моторики рук без специального оборудования, которые сопровождаются небольшими стихотворениями. Такие упражнения используются дома, во время прогулки и на занятиях. 

  • Для малышей с 0 до 3 лет

В этом возрасте малышу еще сложно самому складывать пальцы и выполнять сложные движения, поэтому начинать стоит с лёгкого массажа по типу “Сорока-ворона кашку варила”, который выполняет сначала взрослый. Кроме того, ребенка можно просить выполнить простые задания, типа:

  • “Ай-яй” — покачать пальчиком.
  • “Ой-ой” — подуть на пальчики.
  • “Где же наши ручки?, а вот они!”  — прятать ручки и показывать их.
  • “Ку-ку” — закрывать лицо руками и открывать.
  • Изобразить медведя, зайка и т. п.  

Стихи для пальчиковой гимнастики

     Ротик мой умеет кушать,

     Нос - дышать, а ушки - слушать,

     Могут глазоньки моргать,

     Ручки все хватать, хватать.

     Показать рот.

     Показать нос и уши.

     Поморгать глазами.

     Изобразить двумя руками хватательные движения.

 

 

     Мальчик-с-пальчик, где ты был?                    

     С этим пальцем в лес ходил,

     С этим братом щи варил, 

     С этим братом кашу ел,                                   

     С этим братом песни пел.

     Погладить большой палец.

     Погладить все пальцы по очереди.


     Для детей постарше: соединить большой палец поочередно со всеми.

 

    

  • Для детей 3 - 5 лет

Начиная с 3 лет дети способны контролировать свои действия и играть в более сложные и осознанные игры. Стоит подбирать такие упражнения, в которых будут задействованы не только пальцы, но и другие части тела: запястье, плечевые и локтевые суставы.

     Вот кулак, 

     А вот – ладошка, 

     На ладошку села кошка. 

     Села мышек посчитать,

     Раз, два, три, четыре пять. 

     Мышки очень испугались,  

     В норки быстро разбежались                

     Показать кулак, покрутить им.

     Ладонь повернуть вверх.

     Кулак поставить на открытую ладонь.

     Кончиками пальцев одной руки водить по ладони другой.

     Одной рукой загибать поочередно пальцы другой руки.

 

     Спрятать кулак: за спиной, под правую подмышку или накрыть другой рукой.

 

 

      Прилетайте, птички!                

      Сала дам синичке. 

      Приготовлю крошки,

      Хлебушка немножко. 

      Эти крошки – голубям, 

      Эти крошки – воробьям. 

      Галки да вороны, 

      Ешьте макароны!                                        

     Сделать «зовущие» движения указательными пальцами или всей ладонью.

      Имитировать «режущие» движения одной ладони по другой.


      Подушечки пальцев потереть друг о друга, словно катая из хлеба колбаски.

     Соединить вместе начала большой и указательный, потом большой и средний и т. д. 

 

          При этом выполнять круговые движения руками, как бы рассыпая крошки. 

     

  • Для детей 6 - 8 лет

Для детей младшего школьного возраста пальчиковая гимнастика имеет особое значение — это способ снять напряжение во время обучения письму, помогает расслаблению мышц и их укреплению. Такие зарядки рекомендовано проводить перед занятиями и в перерывах между ними. 
Игры для этого возраста становятся труднее, в них используются более сложные схемы и способы соединения пальцев, скорость движений, добавляются игры в парах. Изменяются и сами тексты, он становится сложнее и длиннее.

     Мы делили апельсин!

     Много нас,

     А он один. 

     Эта долька для ежа, 

     Эта долька для стрижа, 

     Это долька для утят, 

     Это долька для котят, 

     Эта долька для бобра, 

     А для волка кожура! 

     Он сердит на нас, беда!

     Разбегайтесь кто куда!                   

     Соединить руки в «замок», покрутить ими.

     Поднять все пальцы вверх.

     Поднять только указательный.

     Отгибать по одному пальцу.

 

 

 

 

     Повернуть вниз «замок» с поднятыми пальцами, расцепить пальцы.

     Погрозить.

     Имитировать бег пальцами.

 

 

     Кошка на ковре сидела

     И из миски «Вискас» ела.

     Прыгнула на стол, плутовка,

     И на стул залезла ловко.

     У меня сомнений нет,

     Киска ищет «Китикет».                                                     

     Изобразить одной рукой кошку, сделав из указательного и мизинца небольшие ушки, согнув и подняв пальцы.

     Имитировать как кошка ест, одна рука изображает кошку, другая - миску.

      Одна ладонь поднята вертикально, другая — лежит на ней сверху горизонтально, в виде столешницы.

      Первая ладонь горизонтально (столешница), вторая собрана в кулак и приставлена к ней — получился стул.

      Имитировать как кошка ищет.


Массажная гимнастика

Эти игры предполагают использование предметов, например, специальных массажных мячиков, валиков и т.д. Они, часто сопровождаются веселыми стишками и песенками, например:

     Котик, серенький коток,

     Отыскал себе клубок

     И давай в него играть,

     Лапкой по полу катать.

     Левой палкой покатал,

     Правой лапкой покатал,

     Между лапок покатал,

     Мяч подкинул и поймал.

     1, 2, 3, 4, 5,

     Будем мячик мы сжимать.

     И как милые котята,

    В него весело играть. 

     Массажный мячик покатать между ладонями.

     Катать мячик по столу.

 

 

     Катать по ладони и пальчикам левой и правой руки.

 

     Покатать между ладонями.

 

     Подкинуть и поймать мяч.

     Сжимать мяч и разжимать.

 

     Перекладывать из одной руки в другую руку.

 

Вместо мяча можно использовать круглые палочки, кисти или цветные карандаши —  они яркие и отлично подходят для массажа. Можно играть перед любыми развивающими занятиями. 

Предложите такие упражнения: 

  • Покрутить карандаш на столе двумя пальцами, можно подключить сразу две руки. 
  • Удерживать карандаш в воздухе указательным и средним пальцами, попробовать вращать его одной или двумя руками сразу.
  • Предложите взять несколько карандашей и покатать их между ладонями, главное, что бы ни один не упал.

Другие игры для пальчиков 

  • Театр теней. Такой театр всегда увлекал своей загадочностью, ведь для него требуется темнота и небольшой источник света. Создавать персонажей, порой, бывает сложно, требуется сноровка и гибкость пальцев. Стоит начать с легких фигур, например, орел или олень, постепенно добавляя новые. 
  • Шнуровки и нанизывание бусин.
  • Игры с пипеткой и водой.
  • Игры с пинцетом.
  • Пальчиковое рисование.
  • Игры с пластилином.

Особенности проведения пальчиковой гимнастики

Пальчиковая гимнастика – это не только эффективный метод развития мелкой моторики, но и захватывающий способ обучения. Чтобы получить максимум пользы, следует обратить внимание на некоторые нюансы:

  1. Во время проведения гимнастики ребенок должен хорошо видеть выполняемые действия. Взрослому следует находиться перед ребенком и медленно показывать движения, четко произносить слова.
  2. Превратите гимнастику в увлекательное приключение с разными персонажами и сюжетами, используйте яркие, крупные материалы и игрушки для привлечения внимания.
  3. Рекомендуется проводить занятия не менее двух-трех раз в неделю.
  4. Нужно вовлекать в игру все пальцы правой и левой руки.
  5. Начинайте с простых движений и постепенно усложняйте задания. 

Пальчиковые игры – это не просто ряд упражнений, а целый подход к развитию моторики и координации у детей. Регулярные тренировки при помощи веселых упражнений и ярких элементов сделают процесс увлекательным и эффективным. Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и подбор упражнений должен соответствовать его потребностям и возрасту. 

Пальчиковая гимнастика – это не только полезно, но и весело!

Онлайн-занятия на сайте «Разумейкин»:

  • развивают внимание, память, мышление, речь — а именно это является основой для успешного обучения в школе;

  • помогают изучить буквы и цифры, научиться читать, считать, решать примеры и задачи, познакомиться с основами окружающего мира;

  • обеспечивают качественную подготовку ребёнка к школе;

  • позволяют ученикам начальных классов освоить и закрепить наиболее важные и сложные темы школьной программы;

  • расширяют кругозор детей и в доступной форме знакомят их с основами различных наук (биологии, географии, физики, химии).

 

Читайте также