Умение считать является одним из важных навыков, который приобретается в раннем детстве. Математика присутствует в повседневной жизни малыша, поэтому осваивать математические понятия, в том числе и счет, лучше всего при выполнении ежедневных операций — по дороге в садик, на прогулке, при накрывании на стол и, конечно, в играх.
Методики обучения счету
Существует много различных методик. Каждая из них имеет свои плюсы и минусы. Во многом все зависит от особенностей развития самого ребенка, его интересов и возможностей родителей.
- Методика Монтессори. Используются различные пособия для системного обучения не только счету, но и пространственному ориентированию, формам, сравнению и т. д. Но самым эффективным методом является упражнение по типу магазина, где дети учатся считать монеты и купюры.
- Методика Домана. Основной инструмент — карточки с красными точками и соответствующие числа на оборотной стороне. Сначала эти карточки показывают малышу, затем игра дополняется заданиями по типу поиска определенной карточки по просьбе взрослого, перемешивание карточек и восстановление последовательности и т. п.
- Методика Зайцева «Стосчёт». Главное отличие: ребенку показываются все числа сразу, от 0 до 99. Изучаются счет, состав, графическое изображение чисел. Все это представлено в виде таблиц и схем.
- Методика Полякова. Используются кубики, специальное табло-сетка и карточки с цифрами. На сетку ставятся кубики, а рядом кладутся цифры. Начинают с одного кубика, взрослые подбирают вместе с ребенком соответствующую карточку, далее просят повторить все операции самостоятельно. Когда малыш это осваивает, переходят к следующему этапу.
- Методика Леушиной. Это традиционная методика, которая активно применялась в советское время, популярна и по сей день. Дети учатся считать на основе различных предметов: яблок, кубиков, игрушек и т. п. Затем знакомятся с понятиями «больше», «меньше», «столько же» и переходят к счету в обратном порядке.
- Ментальная арифметика. Один из самых популярных современных методов обучения, когда малыш постигает счет на основе специальных счет абакус. Но ребенок должен уже уметь оперировать числами на простом уровне до начала занятий.
Этапы обучения счету
Часто у родителей возникают вопросы: когда именно стоит знакомить малыша с числами и счетом и как правильно это делать. Учитывая, что математика окружает человека с самого раннего детства и является неотъемлемой частью жизни, знакомство с ней можно начинать момента, когда ребенок начинает активно играть с игрушками.
Знакомство
(1,5 -2,5 года)
Малыша нужно познакомить со словами «один», «много». Можно на прогулке или дома показывать как считать предметы, пересчитывать игрушки, камушки, куличики из песка — то, с чем ребенок сталкивается постоянно. При этом произносит числа пока только взрослый, а ребенок занимает пассивную позицию. Даже если кажется, что он не слушает и не понимает, это не должно останавливать, кроха воспринимает многое на подсознательном уровне и уже к двум годам сам будет имитировать попытки посчитать предметы. Но это не означает, что он умеет считать, так как осознания количества еще нет. Но зато это даст основу для дальнейших занятий, главное учесть несколько нюансов:
• счет нужно начинать со слова «один», а не «раз»,
• обязательно указывать на предмет, который считаете.
Сопоставление числа и количества
(2,5 — 5 лет)
Главной составляющей счета является понимание, что каждое число обозначает определённое количество предметов. Ребенок осознанно учится оперировать числами только на основе вещей, которые он видит и может потрогать. Дайте малышу посчитать несколько кубиков, сначала это может сделать взрослый, потом предложите ребенку. Затем подберите карточку с числом или напишите число, которое обозначает данное количество. В такой последовательности будет закрепляться образ цифры и соответствующее множество предметов. Поиграйте в паровозик, посчитайте сколько вагончиков, пронумеруйте каждый из них, спросите в каком вагоне сидит мишка или зайка, отсоедините вагончики и пересчитайте заново, перепутайте их и восстановите порядок и т. д. На этом этапе важно, чтобы ребенок понял, что, например, 3 яблока, 3 морковки, 3 машинки, 3 кубика — это одно и то же количество предметов.
Отработка счёта до 10
(4-6 лет)
Обучение стоит начинать с чисел до 5, а по мере освоения материала нужно добавлять по одному новому. В этот период отрабатывается умение считать в прямом и обратном порядке в пределах 10, а также называть порядковые числительные, пробовать писать цифры. Обращайте чаще внимание на числа, которые встречаются в повседневной жизни, их написание, что они значат: время, номера трамвая, машин, телефонный номер, номер дома, квартиры, даты в календаре. Считайте как можно больше: ступеньки, книжки, игрушки, окна в доме, птиц на улице и т. д.
Счет до 20 и простые операции с числами
Когда малыш уже достаточно хорошо умеет считать до 10 можно переходить к освоению различных операций над числами: знакомство с понятием «больше», «меньше», «столько же», сравнение групп предметов путем составления пар или наложения изображений друг на друга, сложение и вычитание на основе понятий «следующий» и «предыдущий». В этот же период можно познакомить ребенка с числами до 20. Покажите, как они образуются и почему так называются. Положите перед ребенком 10 кубиков и добавьте еще один, но отдельным рядом сверху. Объясните, что получилось 11 («один-над-цать»). Дальше продолжите прибавлять кубики и образовывать новые числа.
Счет в пределах 100. Простые задачи
Малыш уже многому научился, но еще очень многое предстоит узнать.
В этот период ребенок способен делать простые умозаключения и решать несложные логические задачи, складывать и вычитать на основе манипуляций с предметами. Можно познакомить с числами до 100, тренируйте счет десятками.
Игры и упражнения на счет
Любые занятия с ребенком должны проходить в доброжелательной атмосфере в игровой форме и, как правило, не более 10-15 мин.
- Пальчиковые игры, считалочки (2+)
Отлично подойдут на этапе знакомства с математикой для отработки счета до пяти.
- «Хлоп» (3+)
Подберите произведение, где часто встречаются названия чисел, например «Три Медведя». Задача малыша — хлопнуть в ладоши, когда он услышит число.
- «Поочередный счет» (4+)
Начинает ребенок, произносит «один», потом продолжает мама — «два» и далее аналогично. Главное правило: каждый называет только свое число. Можно считать через один, до десяти и обратно, по два числа или втроем и даже вчетвером.
- Творчество (4+)
Для изучения визуального образа чисел подойдут творческие задания. Например, положите перед ребенком две шишки и попросите посчитать, затем вылепите «2» из пластилина. Цифры можно раскрашивать, вырезать, делать аппликации из различных материалов.
- Домино, лото (5+)
Такие игры помогут отработать визуальный образ чисел. Сделайте домино самостоятельно. Подготовьте карточки из картона. На одной половине напишите число, а на другой проставьте точки. В результате должно быть не менее 20 фишек с различной комбинацией.
- «Магазин» (5+)
Игра позволяет сразу выполнять различные виды упражнений. Например: посчитать продукты на прилавке, вычислить стоимость и сдачу, сравнить предметы, назвать порядковый номер покупателя в очереди и т. д.
- Игры-ходилки (5+)
Эти игры отлично способствуют закреплению навыка счета. Обязательно нужно использовать игральный кубик с точками.
- «У кого больше» (5+)
Подготовьте большой лоток от яиц и разложите в него мелкие предметы, например яйца от киндер-сюрприза. Кидайте по очереди кубик и вынимайте соответствующее количество яиц. Далее подсчитайте и сравните результаты.
- «Золушка» (6+)
Насыпьте в большую емкость фасоли и предложите ребенку разложить ее кучками по 10 шт. Это упражнение подойдет для знакомства с числами до 100.
- Онлайн-игры и онлайн-занятия
Сейчас предлагается довольно много компьютерных игр, в которых тренируются навыки счета. Начать знакомство с цифрами и обучение счету можно в игровой форме в разделе «Счет и цифры» на нашей платформе «Разумейкин». Выполняя эти задания, ребенок познакомится с цифрами, научится считать в пределах 10, а главное — поймет соответствие числа и количества, выучит состав чисел первого десятка и научится решать примеры и задачи в пределах 10.
Обучение счету — это важный этап развития ребенка, который является основой для будущего успеха. Важно помнить, что занятия должны быть познавательными и адаптированными под индивидуальные потребности малыша, чтобы они были максимально эффективными и приятными.