Воспитание детей опирается на множество факторов, и одним из самых эффективных методов является использование сказок — мир волшебства открывает перед ребенком невероятные возможности для развития. Родители должны понимать, что сказки — это не только красочные и интересные истории, но и мощное средство воспитания, удивительный способ пробудить детское воображение и развить важные навыки.
Роль сказки в развитии ребенка
В современном мире дети сталкиваются с огромным потоком информации, который не всегда имеет положительное воздействие на их развитие. Однако, сказки остаются важным элементом воспитания ребенка и помогают ему стать уверенным и успешным в жизни. Еще в далекие времена дети вместе с волшебными историями впитывали основы жизненной мудрости, семейные ценности, умение отличать хорошее от плохого. И в настоящее время сказки играют важную роль в жизни ребенка и оказывают влияние на различные сферы:
• Развитие воображения
Сказки содержат в себе не только красивые иллюстрации и занимательную сюжетную линию, но и уникальные персонажи, которых не найти в реальной жизни. Малыш, читая или слушая сказки, начинает задумываться о том, как выглядят эти герои, какие у них характеры, как они взаимодействуют друг с другом.
• Формирование речи и расширение словарного запаса
Сказки — мощный помощник в развитии речи ребенка. Чтение приучает к регулярному общению и пополнению словарного запаса. Сказочные персонажи имеют уникальный язык и говор, который отличается от обычного. Малыш, слушая или читая сказки, запоминает новые слова и фразы, улучшает навыки произношения.
• Нравственное воспитание
Сказки – это учебник жизни. Они содержат в себе множество уроков и моральных ценностей, которые помогают ребенку стать лучше: учат терпению, дружбе, формируют основные принципы межличностного общения, способы решения конфликтов и привычки, необходимые для успешной жизни.
• Адаптация к жизни
Одним из важных аспектов воспитания является помощь в адаптации к обществу и будущей жизни. Сказки учат детей, как сохранять оптимизм, доброту, мужество и самостоятельность в жизни. Они могут помочь ребенку научиться действовать в сложных ситуациях.
Какую сказку выбрать?
При выборе важны интересы ребенка и воспитательный аспект произведения. Вот самые главные параметры, которые стоит учитывать:
1. Возрастные особенности:
- До 2 лет ребенку сложно понять сюжет сказки, предпочтительнее короткие стишки, потешки, песенки. Сказки "Теремок", "Курочка-ряба", "Репка" — хорошо сочетаются с пальчиковыми играми, подвижными заданиями на развитие координации.
- В 2-3 года лучше начинать знакомство с самыми простыми классическими сказками типа "Волк и семеро козлят", "Три поросенка"; "Утёнок и цыпленок" В. Сутееева. Такие произведения построены по принципу многократного повторения, что способствует развитию речи и запоминанию последовательности.
- В 3-4 года у малыша начинает появляться "я", а так же самоидентификация по половому признаку, поэтому лучше всего читать истории, где главный герой такого же пола, как и слушатель. Подходящим сюжетом становятся произведения о взаимовыручке, справедливости, дружбе. Например, "Маша и медведь", "Петушок и бобовое зернышко", А.Барто "Девочка-ревушка", "Машенька", К.Чуковский "Мойдодыр", Г.Цыферов "Про цыплёнка, солнце и медвежонка".
- В 4-6 стоит выбирать сказки, где есть чёткое разграничение на плохое и хорошее, так начинает формироваться система ценностей, умение анализировать какие поступки хорошие, а что делать нельзя. Например, "Два жадных медвежонка", "Хвастливый заяц"; В. Сутеев "Палочка - выручалочка", "Под грибом"; К. Чуковский " Айболит", "Бармалей"; Н. Носов "Бобик в гостях у Барбоса".
- Для детей 7-10 лет произведения могут быть более сложными, с большим количеством персонажей и сюжетных линий, стоит читать авторские сказки, социальные, где показаны взаимоотношения между людьми. Например, Сказки А. С. Пушкина, былины, С.Аксаков "Аленький цветочек", В. Драгунский "Заколдованная буква", Е.Шварц "Сказка о потерянном времени", С. Маршак "Двенадцать месяцев».
2. Сказки с правильными ценностями
Важно выбирать те, которые рассказывают о добре и справедливости, правильных поступках. Старайтесь избегать произведения, где восхваляют разбойников и лентяев.
3. Учитывайте уровень сложности
Для маленьких детей (до 6 лет) сказки должны быть короткими и простыми для понимания, а также содержать яркие иллюстрации. Для старших — могут иметь сложные сюжетные повороты.
Сказки можно разделить на авторские и народные, а также по уровню сложности и построению сюжета:
• О животных — самые простые и понятные истории, где главными героями выступают животные.
• Волшебные сказки — главными героями чаще бывают люди. Сюжет не похож на настоящую жизнь, чаще всего это фантастический мир. Всегда присутствует магия: волшебный предмет или существо. Например, "Крошечка-хаврошечка", "Кощей Бессмертный".
• Социально-бытовые — самые сложные, где на первый план выходят отношение между людьми и их уклад жизни. Мало повторов, но есть интриги. Например: "Сказка о рыбаке и рыбке".
Как правильно читать сказки
Маленьким детям лучше читать сказки на ночь, перед сном, для того, чтобы дети успокоились, но и в дневное время не стоит ограничивать чтение. Дети старшего возраста могут знакомиться со сказкой самостоятельно, но чтение взрослого обязательно должно сохраняться.
Основные принципы:
- Читать только в спокойной обстановке, не должно быть посторонних шумов, например, включённого телевизора.
- Ребенок должен быть настроен на чтение и восприятие услышанного.
- Чтение должно быть эмоционально окрашенным, тогда понимание и интерес у ребенка возрастут.
- В конце чтения обязательно должно быть обсуждение, беседа о произведении (что понравилось, что не понравилось, что произвело наибольшее впечатление…).
- Старайтесь менять тембр голоса для разных персонажей, играть интонацией и мимикой.
- Читайте в любое удобное время, не ограничиваясь вечером.
- Обязательно выбирайте яркие издания и рассматривайте картинки, подбирайте к ним сюжеты из текста.
Способы работы со сказкой
Существует несколько основных методов работы с произведениями:
1. Использование текста сказок для чтения и развивающих занятий без изменений и отклонений от сюжетной линии.
2. Придумывание новой концовки текста или продолжение уже имеющейся истории.
3. Сочинение собственных сказок.
Каждое из выбранных направлений подразумевает под собой множество приемов для работы:
• Беседы о прочитанном
o После прочтения сказки стоит обязательно обсудить содержание и тот смысл, который она передаёт, подбирайте жизненные примеры.
o Ищите новые слова и фразы, просите малыша объяснять и рассказывайте сами значение новых слов.
o Пересказывайте: попробуйте рисовать небольшие картинки, которые будут служить планом.
o Устройте викторину по типу «вопрос-ответ», можно объединиться в команды и соревноваться.
• Рисование по сказкам
o После прочтения предложите ребенку нарисовать понравившегося героя или интересный сюжет произведения.
o Загадки-рисунки. Ребенок должен изобразить персонажа, а другие участники отгадать сказку.
o Нарисовать для любого сказочного героя его домик, одежду, характерные предметы так, чтобы сразу стало понятно, кому это может принадлежать.
• Инсценировка сказок
o Театрализация – это отличный способ занять детей и развить их творческие способности. Можно поставить небольшое представление дома для друзей и близких.
o Аудиосказки. Дайте участникам задание записать аудиосказку. Можно создать оригинальный сценарий и записать историю с помощью микрофона. Можно попросить добавить звуковые эффекты или использовать музыку для создания особой атмосферы.
o Кукольный театр. Есть множество способов создать свой кукольный театр: вырезать из бумаги, взять любые игрушки, использовать пальчиковые куклы, сделать контуры для театра теней.
• Игры по сюжету сказок
Категория игр по мотивам волшебных историй очень разнообразна, в нее входят как легкие игры с элементами головоломок и приключений, так и более сложные проекты с детальной проработкой игровых персонажей и анимации.
• Сочинение сказок
Предложите ребенку создать свою собственную сказку. Задайте несколько вопросов, которые помогут развить фантазию и воображение. Например: «Какие герои будут в твоей сказке?», «Где происходят события?», «Какие трудности должны преодолеть герои?»
Можно ограничить количество слов или фраз для создания истории, чтобы ребенок был вынужден быть более конкретным и оригинальным в своем произведении.
Сказка — это бесценный дар мудрости, где скрываются настоящие сокровища для обучения детей. Выбирайте правильные произведения, задавайте вопросы и обсуждайте с ребенком мораль и смысл прочитанного. Не бойтесь создавать свои собственные истории. И, главное, наслаждайтесь временем, проведенным вместе со своим малышом.