Что такое “точки интереса”
Точки интереса у детей — это области, темы или деятельности, которые вызывают особый интерес и мотивацию у ребенка. Это может быть любая сфера: от науки и искусства до спорта и игр. Кроме этого, такая деятельность чаще всего подкреплена положительным результатом. При этом внимание ребенка полностью сконцентрировано на выбранной деятельности, что обеспечивает гармоничную работу мозга и тела. У малышей время концентрации может занимать около минуты. Но со временем этот показатель растёт и может достигать нескольких часов непрерывной работы.
Как выявить интересы ребенка
- Наблюдайте за ребенком
Основной способ найти точки интереса у детей — это просто наблюдать за ними. Предложите малышу разные виды активности и игр и посмотрите, на что он откликается с наибольшим энтузиазмом. Может быть, ребенок страстно увлечен рисованием, чтением, спортом или музыкой. Найдите то, что его действительно вдохновляет, и поддерживайте в этом.
- Разговаривайте с ребенком
Регулярно разговаривайте с ребенком о его интересах. Спрашивайте, что ему нравится делать в свободное время, о чем он мечтает или о чем часто думает. Обсуждение может помочь лучше понять его внутренний мир и увидеть, что действительно важно для малыша. Периодическое повторение таких вопросов поможет заметить изменения в интересах.
- Предложите разноплановые занятия
Предлагайте ребенку разнообразные виды деятельности или хобби, чтобы он мог попробовать что-то новое. Может быть, малыш пока не знает, что его на самом деле увлекает, поэтому стоит попробовать что-то неизведанное и найти свое увлечение.
Этапы развития с помощью точек интереса
1. Определение интересов ребенка
Присмотритесь к вашему малышу. Скорее всего вы не раз слышали от него различного рода просьбы, восклицания, удивление. Темы которые интересны ребенку, чаще вызывают у него положительные эмоции и повышенное внимание.
Пример:
Это могут быть игрушки, книги, техника, то, с чем он сталкивается ежедневно, иногда запахи или звуки могут привести к точке интереса и даже люди, которые находятся рядом.
2. Поддерживайте и поощряйте эти интересы, создавая условия для их дальнейшего развития.
3. Установление связи с образовательной программой
Используйте интересы ребенка как основу для освоения новых знаний и навыков.
Пример:
Если ребёнок интересуется животными, можно познакомиться с различными климатическими зонами, где они обитают. Изучите основы логики и математики: выстроите фигурки животных в ряд от самого большого к маленькому, определите лишнее животное в ряду, посчитайте, сколько всего животных на картинке и т. п. Такие задания подойдут для различных тем: машины, корабли, цветы — главное, чтобы само занятие носило развивающий характер и междисциплинарную связь.
4. Самостоятельное развитие навыков и способностей
Учите ребенка самостоятельно исследовать интересующие его предметы и темы, ставить перед собой задачи и искать решения. Давайте возможность развивать свои компетенции через практику и применение полученных знаний в реальной жизни. Предоставляйте доступ к образовательным ресурсам, книгам, учебникам или курсам, связанным с этими областями.
Пример:
Дети 9 лет и старше вполне могут использовать различные источники информации для поиска ответов на некоторые свои вопросы. Например, использование книг, фильмов, сайтов. Последнее стоит применять для более старших детей, которые усвоили безопасное поведение в интернете. Сходите с ребенком в библиотеку, это не только поможет найти нужную информацию, но и расширит его кругозор.
5. Активное взаимодействие
Поощряйте ребенка к общению и взаимодействию с людьми, которые разделяют его интересы. Предлагайте ему участие в групповых занятиях, кружках или клубах, где он сможет найти единомышленников и заниматься вместе с ними. Этот этап можно совмещать с любым другим, начиная с определения интересов, таким образом только повысится мотивация ребенка и практическая значимость его деятельности.
Трудности при развитии через точки интереса
Иногда родители встречают те или иные преграды, например, не могут найти у своего ребенком точки интереса. И этому может быть ряд причин. Но в любой ситуации есть выход и решение сложившейся проблемы.
- Ребенок ничем не увлечен
Бывает, что ребенок отказывается самостоятельно чем-либо заниматься, ему нужно постоянное участие мамы в его играх. И даже при этом, он не готов выполнять простые условия игры, а наоборот только кидает, ломает вещи, кричит. В таком случае развивать и обучать малыша очень проблематично.
Пути решения:
Возможно, ребенку не хватает особой развивающей среды, которая бы учитывала возрастные особенности. Например, малыши вполне могут сами разложить столовые предметы, когда накрывают на стол. При этом можно посчитать, всем ли хватит ложек или вилок. Дети любят подобного типа задания и охотно их выполняют.
- Слишком узкая точка интереса
Иногда круг интересов ребенка сильно ограничен, даже несмотря на возможности изучать различные сферы своего окружения. Он может интересоваться только одной темой, например, гоночные машины.
Пути решения:
В этом случае нужно использовать темы, схожие с тем, что интересно ребенку, искать междисциплинарные взаимосвязи. Например, какую скорость могут развивать гоночные машины, где проходят самые известные гонки мира и т. п.
- Увлечение гаджетами детей дошкольного возраста
В современном мире дети тем или иным образом сталкиваются с различными гаджетами и часто становятся зависимы от них. В этом случае очень важно совместно с ребенком выбрать контент (игры), которые может использовать ребенок — они не должны быть агрессивными или страшными. В идеале – это должен быть обучающий и развивающий контент. Но и он должен быть дозирован и не вытеснять все остальные занятия из жизни ребенка.
Пути решения:
Один из лучших способов — это быть примером. Родители сами не должны использовать телефон в качестве развлечения. Контролируйте, что ребенок использует для игр, не оставляйте гаджеты в легкодоступных местах. Если есть необходимость в использовании телефона или планшета, научите, как это правильно делать и как контролировать себя и свое время за работой. Если же при ограничении времени пользования гаджетами случаются истерики, стоит придумать, что можно предложить взамен и ввести правила, которые должны соблюдать все.
- Сопротивление навязанным занятиям
Очень часто родители сами выбирают, чем заниматься их ребенку, записывают малыша в различные кружки и секции, даже если он этим не интересуется. Но в большинстве случаев такие занятия не только не принесут пользы, но и могут быть вредны для малыша. Если он не проявляет к выбранному родителями виду деятельности интереса, то не будет стремиться к успеху и достижениям.
Пути решения:
Выход прост, поинтересуйтесь у ребенка, что ему интересно. Не страшно, если он будет посещать занятия всего месяц, а потом передумает — так малыш ищет себя и способ самореализации. Также можно посещать отдельные мастер классы, чтобы выбрать то направление, которое понравится ребенку.
- Недостаток времени
Развитие через точки интереса требует индивидуального подхода к каждому ребенку. Однако занятость взрослых, временные ограничения в школе или детском саду могут затруднить выделение достаточного времени для развития детей через точки интереса.
Пути решения:
Взрослые должны правильно организовать свою рабочую неделю и режим дня своего малыша, чтобы ежедневно было время хотя бы поговорить со своим ребенком и выслушать его. Порой даже этого бывает достаточно, чтобы понять и поддержать его в начинаниях.
Развитие ребенка с помощью точек интереса является эффективным и интересным подходом, который позволяет не только раскрыть его потенциал, но и помочь ему научиться ценить знания и самостоятельно стремиться к развитию. Развивая точки интереса ребенка, взрослые способствуют его гармоничному развитию и будущему успеху.