Ребенок и телевизор — как избавиться от экранной зависимости

1629

Наступило долгожданное лето, а значит, у детей появилось больше свободного времени. И очень важно, чтобы это время не «утекло бесследно», а было использовано с пользой для здоровья и развития. А значит, нужно позаботиться о том, чтобы ребята не проводили большую часть времени перед экранами телевизоров и компьютеров, а больше гуляли, играли, читали, что-то мастерили...

Почему современные дети так любят смотреть телевизор? Как отвлечь ребенка от экрана телевизора? Что для современных детей может быть более привлекательным, чем просмотр мультфильмов или телепередач?

Ответы на эти и другие, подобные, вопросы все чаще приходится искать современным родителям. Если ребенок много времени проводит у экрана, то в будущем пристрастие к телевизору быстро перерастает в психологическую зависимость со всеми характерными для зависимостей признаками: навязчивое желание смотреть телевизор, истерики при запрещении или ограничении времени просмотра, утрата других интересов, расторможенность, невозможность сосредоточиться на каком-либо занятии, повышенная утомляемость и др. Зависимые от телевизора дети постоянно стремятся к смене впечатлений, им необходима внешняя стимуляция, которую они привыкли получать с экрана. Слышимая речь не вызывает у таких детей каких-либо образов и устойчивых впечатлений, поэтому им неинтересно, скучно читать и слушать чтение взрослых. Многочасовые просмотры телевизионных программ резко снижают творческую активность детей, обедняют образы фантазии.

Одна из главных причин «прилипания» к экрану – недостаток или отсутствие у ребенка более интересных и содержательных занятий. Замечено, что хорошо играющие дети обычно не слишком зависят от телеэкрана: они предпочитают более активные виды деятельности. Научить ребенка играть – одна из важнейших задач родителей. Обязательно привлекайте ребенка к домашним делам (например, испеките вместе с ним в выходной день печенье), больше времени проводите на улице, собирайте модели, плетите из бисера и т.п. Все это даст ребенку возможность почувствовать, что в реальной жизни очень много интересного.

Однако бывает и так: ребенок занимается в кружках, спортивных секциях, много гуляет, родители уделяют ему достаточно внимания, но любую свободную минуту он все-таки стремится провести у экрана. В данном случае, возможно, у ребенка закрепился стереотип использования телевизора в качестве своеобразного «средства для релаксации». Беда в том, что длительный просмотр передач не снимает, а повышает психическое напряжение у детей. Поэтому, разрешив ребенку посмотреть мультфильм или любимую передачу, переключите его на другие спокойные виды деятельности: игры с водой, лепку, рисование и т.п.

Рассмотрим некоторые шаги, которые помогут в преодолении экранной зависимости:

    1. Замените просмотр теле- и видеопередач на прослушивание аудиозаписей и радиопередач. Восприятие историй и сказок на слух требует от ребёнка большей внутренней активности, чем восприятие видеоряда, и в то же время не требует большого напряжения.
    2. Нельзя смотреть все подряд, щелкая с канала на канал. Заранее обсуждайте с ребенком и выбирайте, когда и какие передачи он будет смотреть. При этом отдавайте предпочтение более коротким видеопрограммам, а не мультсериалам.
    3. Установите «разгрузочные» от телевизора дни с последующим поощрением ребенка. Будьте стойкими, последовательными, не позволяйте ребенку добиваться включения телевизора нытьем, истериками, обидами.
    4. Старайтесь не использовать телевизор во время еды для улучшения аппетита малыша.
    5. Смотрите интересные фильмы вместе с ребенком. После просмотра вернитесь к увиденному, обсудите впечатления, вместе поиграйте с подходящими игрушками на сюжет фильма: повторите реплики персонажей, воспроизведите их действия. Важно, чтобы самостоятельная игра, которая требует значительной умственной и физической активности ребёнка, стала для него более увлекательным занятием, чем пассивное потребление видеоряда.

Помните: если в вашем доме постоянно «фоном» включен телевизор, отучить от этого ребенка нет никакой возможности.

Преодоление экранной зависимости требует от родителей времени, сил и фантазии. Но это того стоит! Когда ребёнок научится играть, придумывать, фантазировать, он сможет самостоятельно организовывать своё время, находить интересные занятия, создавать свой воображаемый мир. Это станет мощным толчком к развитию и самостоятельности ребенка.

 

Также предлагаем вашему вниманию статьи, в которых описаны веселые и интересные игры для развития детей: «Игры на развитие мышления», «Развивающие игры для детей 3-4 лет».

 

Автор: Психолог, руководитель проекта "Разумейкин" Павлова Татьяна

Онлайн-занятия на сайте «Разумейкин»:

  • развивают внимание, память, мышление, речь — а именно это является основой для успешного обучения в школе;

  • помогают изучить буквы и цифры, научиться читать, считать, решать примеры и задачи, познакомиться с основами окружающего мира;

  • обеспечивают качественную подготовку ребёнка к школе;

  • позволяют ученикам начальных классов освоить и закрепить наиболее важные и сложные темы школьной программы;

  • расширяют кругозор детей и в доступной форме знакомят их с основами различных наук (биологии, географии, физики, химии).

 

Выбери возраст — и вперед, к новым знаниям и успехам!