Почему современные дети так любят смотреть телевизор? Как отвлечь ребенка от экрана телевизора? Что для современных детей может быть более привлекательным, чем просмотр мультфильмов или телепередач?
Ответы на эти и другие, подобные, вопросы все чаще приходится искать современным родителям. Если ребенок много времени проводит у экрана, то в будущем пристрастие к телевизору быстро перерастает в психологическую зависимость со всеми характерными для зависимостей признаками: навязчивое желание смотреть телевизор, истерики при запрещении или ограничении времени просмотра, утрата других интересов, расторможенность, невозможность сосредоточиться на каком-либо занятии, повышенная утомляемость и др. Зависимые от телевизора дети постоянно стремятся к смене впечатлений, им необходима внешняя стимуляция, которую они привыкли получать с экрана. Слышимая речь не вызывает у таких детей каких-либо образов и устойчивых впечатлений, поэтому им неинтересно, скучно читать и слушать чтение взрослых. Многочасовые просмотры телевизионных программ резко снижают творческую активность детей, обедняют образы фантазии.
Одна из главных причин «прилипания» к экрану – недостаток или отсутствие у ребенка более интересных и содержательных занятий. Замечено, что хорошо играющие дети обычно не слишком зависят от телеэкрана: они предпочитают более активные виды деятельности. Научить ребенка играть – одна из важнейших задач родителей. Обязательно привлекайте ребенка к домашним делам (например, испеките вместе с ним в выходной день печенье), больше времени проводите на улице, собирайте модели, плетите из бисера и т.п. Все это даст ребенку возможность почувствовать, что в реальной жизни очень много интересного.
Однако бывает и так: ребенок занимается в кружках, спортивных секциях, много гуляет, родители уделяют ему достаточно внимания, но любую свободную минуту он все-таки стремится провести у экрана. В данном случае, возможно, у ребенка закрепился стереотип использования телевизора в качестве своеобразного «средства для релаксации». Беда в том, что длительный просмотр передач не снимает, а повышает психическое напряжение у детей. Поэтому, разрешив ребенку посмотреть мультфильм или любимую передачу, переключите его на другие спокойные виды деятельности: игры с водой, лепку, рисование и т.п.
Рассмотрим некоторые шаги, которые помогут в преодолении экранной зависимости:
-
1. Замените просмотр теле- и видеопередач на прослушивание аудиозаписей и радиопередач. Восприятие историй и сказок на слух требует от ребёнка большей внутренней активности, чем восприятие видеоряда, и в то же время не требует большого напряжения.
-
2. Нельзя смотреть все подряд, щелкая с канала на канал. Заранее обсуждайте с ребенком и выбирайте, когда и какие передачи он будет смотреть. При этом отдавайте предпочтение более коротким видеопрограммам, а не мультсериалам.
-
3. Установите «разгрузочные» от телевизора дни с последующим поощрением ребенка. Будьте стойкими, последовательными, не позволяйте ребенку добиваться включения телевизора нытьем, истериками, обидами.
-
4. Старайтесь не использовать телевизор во время еды для улучшения аппетита малыша.
-
5. Смотрите интересные фильмы вместе с ребенком. После просмотра вернитесь к увиденному, обсудите впечатления, вместе поиграйте с подходящими игрушками на сюжет фильма: повторите реплики персонажей, воспроизведите их действия. Важно, чтобы самостоятельная игра, которая требует значительной умственной и физической активности ребёнка, стала для него более увлекательным занятием, чем пассивное потребление видеоряда.
Помните: если в вашем доме постоянно «фоном» включен телевизор, отучить от этого ребенка нет никакой возможности.
Преодоление экранной зависимости требует от родителей времени, сил и фантазии. Но это того стоит! Когда ребёнок научится играть, придумывать, фантазировать, он сможет самостоятельно организовывать своё время, находить интересные занятия, создавать свой воображаемый мир. Это станет мощным толчком к развитию и самостоятельности ребенка.
Также предлагаем вашему вниманию статьи, в которых описаны веселые и интересные игры для развития детей: «Игры на развитие мышления», «Развивающие игры для детей 3-4 лет».
Автор: Психолог, руководитель проекта "Разумейкин" Павлова Татьяна