Игры на развитие мышления

В современном мире все большее развитие приобретает функциональный подход, основа которого заключается в том, что человеку нужны вовсе не вещи и не предметы, а ФУНКЦИИ, ими выполняемые. Развитие функционального мышления у детей дает им возможность решения многих нестандартных задач, а также развивает способности к изобретательству.

Для освоения функционального подхода важно обсудить с ребенком три момента:

    1). любой предмет создан для выполнения какой-то основной, главной функции. Например, карандаш — чтобы оставлять след на бумаге, ластик — чтобы удалять след карандаша, пылесос — чтобы всасывать пыль и т.д.
    2). любой предмет может выполнять кроме основной, еще неограниченное количество различных функций. И наоборот:
    3). любая функция может быть выполнена большим количеством различных способов и предметов. Например, карандаш, у которого основная функция оставлять след на бумаге, может выполнять также функции указки, линейки, опоры, шила и т.д. С другой стороны, основную функцию карандаша (оставлять след на бумаге) могут выполнить и другие предметы — ручка, кисточка, фломастер и даже палец, испачканный в чем-нибудь.

 

Сегодня мы предлагаем Вам некоторые несложные игры для развития функционального мышления у детей.

    1. "Назови предмет одним главным словом".
    Для начала обсудите с ребенком главные функции для некоторых предметов. Например, как мы уже упоминали, основная функция карандаша — оставлять след на бумаге. Как это можно назвать одним словом? "Рисовалка" или "писалка". А зачем сделан автомобиль? — Чтобы возить грузы или людей. Значит, как можно назвать автомобиль одним словом? Конечно, "возилка". Предложите ребенку назвать одним "главным" словом, например, такие предметы: зеркало ("отражалка", "смотрелка"); телефон ("передавалка", "говорилка", "слушалка"); зубы ("жевалка"); лампочка ("светилка"); лопата ("копалка"). Эта игра получается очень веселая, она нравится детям, и при этом она учит их определять главную функцию предмета.
    2. Обратная игра - "Отгадай предмет".
    Спросите у ребенка "Что такое "хранилка"?" — это может быть шкаф, сундук, сейф, карман, мешок, склад ...
    Что такое "резалка"? — нож, пила, ножовка...
    3. "Что этим можно сделать?"
    Попросите ребенка придумать как можно больше функций, которые можно выполнить, например, такими предметами: карандаш (измерить длину, использовать как указку, размешать краску, сделать дырочку в бумаге...); гвоздь (можно использовать в качестве крючка, чтобы что-то повесить, для соединения деревянных деталей, можно использовать в качестве шила, можно нацарапать "письмо"...); спички (зажечь огонь, сложить узор, посчитать...).

Для каждой из этих игр Вы можете придумать и свои примеры.

А выполнить занимательные задания онлайн для развития мышления ваш ребенок может в соответствующих разделах на нашем сайте: для детей 5-6 лет, для детей 7-8 лет