Дискалькулия – это разновидность расстройства обучения, связанная с развитием математических навыков. Данное нарушение может серьезно ограничить возможности ребенка в усвоении математического материала и повлечь за собой трудности в его будущих профессиональных и личных достижениях.
Причины дискалькулии
Основная причина дискалькулии заключается в нарушении обработки информации мозгом вследствие:
- генетической предрасположенности — если у кого-то из родителей наблюдалось такое расстройство, то возникает большая вероятность его проявления и у малыша;
- травм или инфекционных болезней, которые перенес ребенок;
- нарушений неврологического развития, которые приводят к дефициту нейронных соединений;
- недостаточного внимания со стороны родителей и педагогов к развитию математических навыков у ребенка;
- психологических травм, возникших в результате негативного опыта в обучении.
Когда и как проявляется дискалькулия
Дискалькулия чаще всего становится наиболее заметна с 6-7 лет, когда дети начинают осваивать более сложные навыки, такие как чтение, письмо и счет. Часто это нарушение сопровождается дислексией или дисграфией. Основные проявления:
- Трудность в интерпретации чисел и математических символов, в установлении связи между звуковым и графическим обозначением.
- Затруднение в выполнении базовых арифметических операций, таких как сложение, вычитание, умножение и деление.
- Проблемы в определении порядка чисел.
- Нарушение пространственного ориентирования, определения размеров предметов.
- Сложность в понимании и решении текстовых задач, неумение представлять информацию в виде схем и таблиц, составлять краткую запись.
- Проблемы с определением времени и дат.
- Ошибки при написании: неверное написание цифр, зеркальное письмо, замена цифр схожих по написанию «3» и «8», «9» и «6», трудности при списывании с доски.
Если не обратить вовремя внимание на эти симптомы, то в старших классах и во взрослой жизни эти проблемы сохраняются и усугубляются. Человеку с дискалькулией сложно делать даже простые бытовые расчеты, например, посчитать сдачу, распределить предстоящие траты, спланировать бюджет. Возможны сложности с пространственным ориентированием, вождением автомобиля.
Виды дискалькулии
Существует различные классификации дискалькулии, вот основные виды:
- Вербальная
Характеризуется трудностями в понимании математических терминов и понятий на слух. Дети испытывают сложности в в понимании условий задач и переводе их на язык цифр и операций.
- Визуальная
Дети затрудняются в распознавании и запоминании математических символов, чисел и геометрических фигур. Они также могут иметь проблемы с проведением арифметических операций на бумаге.
- Арифметическая
Этот вид дискалькулии характеризуется трудностями в выполнении арифметических операций, как с использованием бумаги, так и устно. Ребенок допускает ошибки при вычислении, не понимая принципов и правил выполнения данных операций.
- Перцептивно-пространственная
Дети с этим видом дискалькулии испытывают трудности в определении пространственного расположения чисел и операций на числовой прямой. Они также затрудняются с решением задач на логику и пространственное мышление.
Коррекция дискалькулии
Коррекция дискалькулии у детей — это комплексный процесс, который включает в себя профессиональную диагностику, разработку индивидуальной программы реабилитации и проведение специальных занятий. Важно начать мероприятия как можно раньше, чтобы предотвратить дальнейшие проблемы и помочь ребенку развить математические навыки.
Основными методами коррекции являются психолого-педагогические занятия, направленные на развитие математических навыков и устранение дислексических особенностей. Работа с психологом и учителем играет важную роль в этом процессе, так как только комплексный подход позволяет добиться наилучших результатов.
Коррекционное обучение ведется по трем направлениям:
- Улучшение пространственных навыков. Это первоначально умение сравнивать и классифицировать предметы. Чаще всего на этом этапе применяют кубики Коса или доски Сегена, а также игры и упражнения для определения положения предмета в пространстве.
- Развитие речи. Умение логично выражать свои мысли является основой для устранения различных затруднений подобного типа. Активный словарь ребенка пополняется математическими терминами и формируется умение их применять, малышей учат делать простые умозаключения, например с использованием слов «больше», «меньше», «столько же» и др.
- Улучшение арифметических навыков, а также логического мышления. Этот этап проводится последним. Дети учатся выполнять арифметические действия, используя наглядный материал, проговаривая ход работы.
Кроме того, существуют специальные компьютерные программы и игры, которые помогают детям с дискалькулией развивать математические навыки, тренировать память и внимание. Такие методы коррекции являются эффективными и интересными, что способствует высоким результатам. Однако важно понимать, что лечение дискалькулии — это длительный процесс, который требует терпения и постоянства. Основной задачей специалистов является не только помощь в устранении трудностей, но и развитие у детей уверенности в своих математических способностях.
Профилактика дискалькулии
Профилактика предполагает диагностирование расстройства и выявление предрасположенности к нему, а также применение различных упражнений, которые способны предупредить появление подобного нарушения.
Рекомендации родителям для профилактических занятий дома:
- Начните изучать математику в раннем детстве, используя игры и упражнения с числами.
- Включайте математику в повседневные задачи вашего ребенка, например, при походе в магазин, приготовлении еды или планировании времени. Это обеспечивает регулярность занятий и способствует пониманию, как математика применяется в реальной жизни.
- Используйте наглядные материалы, это поможет детям лучше понять математику и улучшить умение считать, выполнять математические действия.
- Применяйте современные образовательные технологии и различные интерактивные приложения.
- При необходимости обратитесь за консультацией к специалистам, чтобы не пропустить возможные осложнения.
Игры и упражнения
Камни «Марлбс»
Игра направлена на умение соединять название чисел с количеством предметов, а также отработку простых арифметических навыков.
Оборудование: белый лист, карандаши, небольшие камни, кубик.
Описание: камни произвольно раскидать на листе бумаги. Ребенок бросает кубик и считает сколько выпало (может быть написано число вместо точек). Затем двумя руками одновременно обводит нужное количество камней на листочке. Можно усложнить и использовать два кубика, при этом выпавшие числа складывать, вычитать, умножать или делить.
Рисовалки
Отработка умения ориентироваться на плоскости.
Оборудование: лист в клетку, карандаш.
Вариант 1: на бумаге в клетку уже изображена половина предмета. Ребенок должен догадаться, что это, и дорисовать вторую часть самостоятельно, ориентируясь на образец.
Вариант 2: взрослый диктует ребенку сколько клеток и в какую сторону нужно обводить, ребенок следует инструкции и в результате получает готовое изображение.
Игры с цифрами
Умение находить нужную цифру на слух и зрительно, правильно воспроизводить ее образ.
Оборудование: лист с числами.
Вариант 1: на листе изображена цифра, например 5, в различных положениях и написанная разными шрифтами, а также неверное ее написание (не в ту сторону, отсутствуют элементы) или число 2. Задача ребенка определить, где правильно изображено число, а где ошибка.
Вариант 2: записать на листе большие цифры и сложить его пополам так, чтобы была видна только одна часть. Задача ребенка догадаться, что спрятано и дописать недостающие элементы.
Вариант 3: на листе записаны вперемешку цифры и буквы, нужно найти все цифры, называя их по порядку. Также цифры можно спрятать в рисунке.
Дискалькулия у детей не является преградой для успешного обучения математике, если принять меры по ее профилактике и коррекции. Важно помнить, что каждый ребенок уникален и требует индивидуального подхода в процессе обучения.