Переутомление у детей: с чем связано и что делать?

493

Переутомление — достаточно частое проявление недомогания у взрослых. Но, как это не удивительно, все чаще оно встречается и у детей. Только вот распознать его порой бывает очень нелегко, так как у ребенка возможны проявления одного-двух признаков или изменений, которые чаще всего взрослые списывают на другие причины возникновения или просто лень ребенка.

В современном мире многие дети имеют повышенную нагрузку: школьные занятия, многочисленные кружки, а вечером ещё и домашнее задание нужно обязательно выполнить. В таком режиме даже очень подготовленному ребенку бывает сложно. Если вовремя не устранить симптомы переутомления, то в дальнейшем могут возникнуть сложности с успеваемостью, поведенческие отклонения, обострение проблем со здоровьем. Чтобы минимизировать возможные последствия переутомления, сначала нужно четко понимать причины, которые его вызывают.

Причины переутомления детей

  • Повышенная умственная или физическая нагрузка, а порой и то и другое вместе. Чаще всего это совмещение школы и дополнительных занятий в большом объеме.
  • Отсутствие или очень маленький объем физической активности, которая помогает отвлечься от повседневных дел и настроить организм на работу.
  • Недостаточное количество времени на отдых для восстановления работоспособности. Для ребенка порой достаточно совсем немного времени для отдыха, но при этом важна регулярность. В школе это перемены между уроками, дома — прогулки и отдых.
  • Большое количество стрессов и конфликтных ситуаций дома или в школе. Если родители предъявляют много требований к своему ребёнку, часто его ругают, то малыш, находясь в постоянном стрессе, может испытывать повышенную психоэмоциональную нагрузку. То же касается и отношений в школе и с друзьями.
  • Отсутствие режима дня. Если нет четкого распорядка, то это часто приводит к неправильному распределению времени на выполнение тех или иных задач, в том числе для отдыха и прогулок. 
  • Недосып. При повышенных нагрузках ребенку требуется более продолжительный сон, а недостаток приводит к трудностям с восстановлением работоспособности. 
  • Однообразная деятельность на протяжении длительного времени. Как известно, монотонность всегда утомляет, порой даже больше, чем трудные задачи и физические упражнения.
  • Гормональные перестройки в подростковом возрасте.  

Если хотя бы одна причина присутствует в жизни ребенка, это может стать источником дальнейших трудностей. Главное не упустить начало их возникновения, чтобы вовремя помочь малышу.

О появлении утомления у школьника можно судить по следующим признакам:

  • Увеличение количества ошибок, многочисленные исправления, нечеткие рассуждения.
  • Увеличение времени на выполнение простых операций, домашнего задания. Медлительность.
  • Изменения в поведении ребенка, агрессия, частое возникновение конфликтных ситуаций, изменение настроения.
  • Проявление беспокойства, порой необоснованного, рассеянность, снижение внимания, плаксивость.
  • Физические нарушения, боли в мышцах, изменение ритма сердца, координации движений.
  • Появление чувства усталости, вялости, пониженный интерес к выполняемым задачам, безучастность.
  • Проблемы с засыпанием, беспокойный сон вплоть до лунатизма.
  • Частые простудные заболевания, головные боли и боли в животе.
  • Плохой аппетит, расстройство желудочно-кишечного тракта. 

Это основные признаки переутомления, которые могут появляться в незначительной степени и порой даже быть  не видны взрослым. Поэтому стоит быть к своему ребенку более чутким, чтобы не пропустить важный момент и помочь устранить возникающие трудности.

Кроме того, у каждого ребенка есть свои, индивидуальные признаки переутомления и усталости, которые родители должны уметь распознавать. 

Способы устранения переутомления

В зависимости от причины возникновения усталости у ребенка, следует применять и способы для её устранения.
Один из действенных методов при длительном или хроническом переутомлении, это полностью на 2 - 4 недели устранить источник нагрузки, создать максимально спокойную атмосферу, а лучше переменить место пребывания.
Если такой возможности нет, то стоит воспользоваться следующими советами:

  • Самое первое — максимально убрать источник утомляемости. Если это повышенные нагрузки, постарайтесь их уменьшить. Пересмотрите необходимость всех дополнительных занятий, по возможности откажитесь от наименее значимых. Устраивайте иногда один дополнительный выходной для ребенка, заменяя учебу на интересные прогулки.
  • Разнообразьте повседневные будни походами в театры, музеи, прогулками по паркам. Следуйте правилу: еженедельно один выходной вместе с ребенком ходить на увлекательные прогулки. 
  • Соблюдайте режим, особенное внимание уделяйте сну. При повышенной утомляемости можно ввести дополнительный дневной сон. Качество сна часто играет большую роль, чем его количество. Старайтесь укладывать ребенка до 22.00. Так как в это время начинается самый полезный сон, когда мозг максимально отдыхает и восстанавливает свои силы. Лучше раньше встать и сделать то, что не успели, результат будет выше, а усталость меньше. 
  • Старайтесь больше времени проводить на свежем воздухе, не меньше часа, а лучше от 2 часов. Свежий воздух улучшает мозговую активность, а прогулки снимают напряжение с глаз. 
  • Обязательно следите за порядком и гигиеной дома. Старайтесь чаще проветривать комнату, особенно это полезно перед сном. Рабочее пространство ребенка должно быть хорошо освещено и максимально удобно. Соблюдайте режим тишины, это снижает раздражительность и способствует концентрации внимания. 
  • Чаще меняйте виды деятельности, предлагайте различные активные и подвижные совместные игры, чередуя их со спокойными занятиями.
  • Уменьшите, а лучше полностью исключите просмотр развлекательных программ по телевизору, гаджеты и компьютерные игры, особенно перед сном. Они не только вредят зрению, но и максимально быстро утомляют мозг.
  • Старайтесь вкусно и разнообразно готовить, чаще делайте любимые блюда малыша, красивая подача играет немаловажную роль. Добавьте ярких овощей и фруктов в оформление простых блюд. Это поднимет настроение и послужит источником дополнительных витаминов и минералов. Не забывайте, что питание должно быть при этом максимально разнообразным и сбалансированным.
  • Прислушивайтесь к своему ребёнку, реагируйте на его жалобы, будьте внимательны к его состоянию. То, что взрослому может показаться легко, порой бывает очень сложным для ребенка. Психологическая поддержка в семье – необходимое условие, которое дает ребенку чувство защищенности и спокойствия.

Комплекс упражнений для снятия усталости у школьника

Для снятия переутомления подойдет комплекс упражнений, который не занимает много времени, поэтому его можно выполнять, когда ребенок пришел домой или в перерыве между выполнением уроков. Совместное выполнение упражнений только усилит результат. Во-первых, улучшит настроение и укрепит отношения между родителем и ребенком, а во-вторых взрослый сможет следить за правильностью выполнения упражнений.

1.    Помассируйте каждый палец на руке по направлению от ладони к фаланге (1-2 раза).
2.    Соединить руки перед грудью и медленно, но сильно жать на ладони (повторить 7-8 раз).
3.    Попытайтесь соединить за спиной руки в замок (2-3 раза)
4.    Энергично разотрите мочки ушей, потяните мочку вниз, надавив на нее несколько раз (1-2 раза).
5.    Сделайте глубокий вдох, руки перед грудью, на выдохе выкрикивайте гласные звуки ([а] - руки вперед, [о] - руки вверх, [у] - руки в стороны, и так далее).

По желанию, упражнения можно дополнить двигательными занятиями и играми. 

Переутомление — это такое состояние организма, при котором усталость накапливается постепенно и проявляется в виде проблем в физическом, умственном и эмоциональном плане у ребенка. Поэтому родителям нужно быть внимательными и чуткими к своим детям, что бы увидеть начальный этап утомления и помочь с этим справится, а лучше предупредить это до появления.
 

Онлайн-занятия на сайте «Разумейкин»:

  • развивают внимание, память, мышление, речь — а именно это является основой для успешного обучения в школе;

  • помогают изучить буквы и цифры, научиться читать, считать, решать примеры и задачи, познакомиться с основами окружающего мира;

  • обеспечивают качественную подготовку ребёнка к школе;

  • позволяют ученикам начальных классов освоить и закрепить наиболее важные и сложные темы школьной программы;

  • расширяют кругозор детей и в доступной форме знакомят их с основами различных наук (биологии, географии, физики, химии).

 

Читайте также