При слове «шпаргалка» мы представляем листочек сложенный много-много раз, который студенты пытаются незаметно достать во время экзамена. Но что она собой представляет по сути? Шпаргалка — краткий конспект с основными тезисами, который помогает учащемуся на экзаменах и контрольных. Вряд ли ученик начальных классов сможет воспользоваться такой хитроумной вещью как шпаргалка. Но это утверждение не означает, что «шпоры» не нужно делать вовсе. Давайте разбираться, чем полезны шпаргалки вообще и для учеников начальных классов, в частности.
Шпаргалка помогает запомнить материал
Если быть точнее, то учителя советуют писать шпаргалки, но не пользоваться ими. Но разберемся сначала с утверждением, что материал можно выучить благодаря шпаргалке. Что происходит во время их написания?
1. Повторение материала. Ребенок все уже проходил, разбирал и вникал в материал. Написание шпаргалки — это своего рода повторение пройденного накануне контрольной. Как мы можем использовать это в младших классах? Например, ребенка во 2 классе ждет контрольная по таблице умножения. Предложите ему написать для себя шпаргалку, но по памяти. Так ребенок повторит материал, а вы увидите в каких столбиках он чувствует себя неуверенно.
2. Выделение главного. Шпаргалка представляет собой все же что-то маленькое и тайное, а значит строго ограниченное по объему. Этот критерий и учит детей выделять главное. Как мы можем это использовать в начальной школе? Допустим, ребенку задают доклад, рассказ или пересказ прочитанного. При написании доклада/реферата/ответа он может использовать опорные пункты, которые напишет на отдельном листочке и запомнит. Юный школьник будет чувствовать себя увереннее, а значит и хорошая оценка не заставит себя ждать.
3. Систематизация знаний. Шпаргалка помогает структурировать свой ответ, установить взаимовсвязи между отдельными пунктами. Как мы можем использовать это в начальной школе? При подготовке к пересказу текста по чтению или окружающему миру после написания плана ответа пусть ребенок попробует на каждый пункт привести примеры и подумать, как он связан с остальными пунктами.
Это основные моменты, где шпаргалка (или в случе начальных классов, краткий конспект) помогают ребенку справиться с учебным материалом. Но у «шпор» есть еще важное достоинство — общее развитие интеллекта ребенка.
Пишем шпаргалки — прокачиваем мозг
Если вы думали, что шпаргалки всего лишь страховка на случай, если ребенок забыл ответ или перенервничал — это большое заблуждение! И вот тому 2 доказательства:
1. Шпаргалка улучшает память. При написании шпаргалки, ребенок: осмысливает (выделяет главное), пересказывает (диктует сам себе важную мысль для записи), пишет (механическое восприятие). Все это вместе помогает запомнить материал, а постояная тренировка ведет к улучшению памяти — со временем ребенок учится запоминать больше и быстрее.
2. Шпаргалка учит усидчивости и концентрации. Для того чтобы создать «шпору», необходимо изрядно потрудиться: изучить материал, выделить главное, продумать вид самой шпаргалки. На этот процесс ребенок тратит время, тренируя усидчивость, и учится выделять главное, развивая концентрацию на процессе.
Шпаргалка — это внутренний план нашего ответа. Подготовка шпаргалки и будет подготовкой к контрольной, к выступлению с рефератом или к ответу у доски.
Еще один хороший способ удачно подготовиться к контрольным и проверочным работам для учеников начальных классов — онлайн занятия на сайте Разумейкин. Занимаясь на сайте, ребенок в игровой форме сможет повторить и закрепить важные темы школьной программы, а также потренировать память, внимание, логику, расширить кругозор. Выбирайте тему и приступайте к занятиям!