Развитие речи младших школьников

1223

Речь — одна из наиболее важных и сложных составляющих человеческого развития. Формирование речи у детей младшего школьного возраста играет ключевую роль в их образовании и социальной адаптации. Речь обеспечивает возможность учиться, общаться, выражать свои мысли. А игры и упражнения могут сделать процесс развития речи более увлекательным и эффективным.

Особенности развития речи у детей младшего школьного возраста

  • Фонематический слуховой анализ: дети различают и анализируют звуки, что важно для формирования навыков чтения и правильного произношения и письма.
  • Словарный запас: активно увеличивается словарный запас, изучаются новые слова и их значения.
  • Совершенствование навыков грамматики: младшие школьники осваивают и используют более сложные грамматические конструкции, чем малыши.
  • Улучшение коммуникативных навыков: дети учатся выражать свои мысли и чувства словами в более точных и сложных формах.
  • Развитие навыков артикуляции: совершенствуется способность правильно произносить звуки и слова.

Игры и упражнения на развитие речи у младших школьников

Путешествие по буквам
Цель: развитие фонематического слуха и слухового анализа, отработка умения подбирать слова с соответствующей буквой.
Описание: ребенку предлагается выбрать случайную карточку с буквой. Задача — быстро придумать 5 слов, где она встречалась бы в начале. Можно усложнить и подбирать слова, где соответствующая буква будет в середине. Важно четко разделять понятие "буква" и "звук", так как произношение не всегда соответствует написанию. Например, на букву м подойдут слова: мама, машина, медведь, мельница, море. Но если задание назвать слова на звук [м], то медведь и мельница из перечисленных выше не подойдут, т.к. эти слова начинаются с мягкого звука [м’].
Оборудование: карточки с буквами (не стоит использовать ъ и ь, если подбираете слова с буквой в начале, Й, Э - также добавят сложности в игру).

Ассоциации
Цель: развитие лексической компетенции и ассоциативного мышления.
Описание: игра отлично подходит для большой компании. Дети садятся в круг. Ведущий называет слово, ребенок должен придумать ассоциацию с противоположным значением к этому слову, при этом произнести предложение, где явно прослеживалась бы эта связь. Следующий игрок по аналогии подбирает ассоциацию к последнему слову. 
Например:
•  
 Вода-лёд
Вода жидкая, а лёд - твердый.
•    Лёд-чай
Лёд холодный, чай заваривают горячим.
•    Чай-водоросли
Чай растет в горах, водоросли растут в воде.

Рифмовки
Цель: развитие фонематического слухового анализа и креативного мышления.
Описание: ребёнок наугад выбирает картинку. Задача — придумать рифму к этому слову. Если детей много, то каждый придумывает свою рифму по очереди, кто не смог, тот становится ведущим и выбирает следующую карточку.

Три буквы
Цель: обогащение словаря, умение составлять предложения и слова, развитие мышления.
Описание: можно играть большой компанией.  Первые три участника называют наугад 3 согласные буквы. Задача придумать как можно больше слов, где есть сразу все эти буквы. При этом допускается их повторение и изменение местоположения. Аналогично можно составлять предложения. Три участника называют слова, остальные должны составить предложения со всеми сразу.

Передай скороговорку
Цель: развитие четкости произношения и фонематический слух.
Описание: игра предназначена для большой группы детей. Можно делиться на команды и соревноваться. Ведущий шепотом говорит первому участнику скороговорку, тот передает ее следующему. Последний должен четко и без искажений произнести всю фразу. Важно подбирать простые и не очень длинные скороговорки, например:
•    На дворе трава, на траве дрова.
•    Ушел косой козел с козой.
•    Клади уголь в угол.

Любопытный
Цель: обогащение активного словаря, умение подбирать слова на заданные буквы.
Описание: наугад определяется буква. Ведущий кидает мяч участнику и задает вопрос, ответом будет служить слово на эту букву. Кто из детей не может дать ответ, выбывает из игры. Подходит для большой компании, но можно играть вдвоем и без мяча.
Например: выбранная буква Б
- Как тебя зовут?
- Борис.
- Где ты живешь?
- в Барнауле.
- Что там растёт?
- Барбарис.
- Какой подарок привезешь друзьям?
- Брелоки.

Я знаю…
Цель: обогащение словаря, умение подбирать слова по категориям.
Описание: можно играть вдвоем, но лучше когда участников много. Дети встают в круг.  Ребенок кидает мяч любому игроку так, чтобы он отскочил один раз от пола и произносит: «Я знаю пять… например, видов машин». Тот, кто поймал, должен назвать пять соответствующих слов. Можно усложнить игру. Ребенок кидает мяч и произносит: «Я знаю пять видов ягод». Тот кто поймал мяч называет одно слово и кидает следующему. Он называет второе слово и передает мяч. И так пока не будут названы все пять. Шестой участник должен заново произнести фразу, поменяв концовку. Кто из детей не справляется с заданием, выбывает.

Земля-вода-небо-огонь
Цель: умение быстро подбирать слова, развитие внимания и скорости реакции. 
Описание: ведущий кидает мяч и говорит: земля, небо, вода или огонь. Участник, который поймал мяч, должен назвать соответствующее животное, обитающее на земле, в воде или умеющее летать. Если выпадает огонь, то ребенок должен сделать один оборот вокруг своей оси. 

Игры со сказками
Цель: развитие связной речи, умения выражать свои мысли.
Описание: сказки можно сочинять и рассказывать разными способами.
Если детей много, то стоит произносить по одному предложению или начинать с конца истории, при этом передавая друг другу мяч или любой другой предмет. Можно сочинить продолжение известной сказки, нарисовав заодно любимых героев. Или придумать новую историю по картинкам или используя карточки со словами. Отличный способ развития не только речи, но и фантазии — это разыграть театральную постановку или устроить театр теней.

Загадки-шарады
Цель: учить анализировать, выделять звуки, составлять новые слова.
Описание: поле с номерами. Ребенок бросает кубик и передвигает фишки. Под каждым номером спрятана определённая загадка или шарада. Кто из участников первый отгадывает слово, тот имеет право бросить кубик и пройти вперед.
Могут быть использованы следующие загадки:

С буквой «У» — на мне сидят,
С буквой «О» — за мной едят. (стул, стол)
 
С буквой «Д» — вас в дом пускает,
С буквой «З» — рычит, кусает. (дверь, зверь)

С буквой «П» – идёт он от кастрюли,
С буквой «Ш» – на ниточке у Юли. (пар, шар)

Паровозик
Цель: учиться анализировать слова, составлять новые по заданному правилу.
Описание: подготовьте слоговые карточки. Задача ребенка составить цепочку из этих слогов так, чтобы последний слог каждого слова был началом следующего слова, например: шары-рыба-бабочка-каша.  Такую игру можно использовать в дороге и на прогулке, но без карточек.

Формирование речи младших школьников — это важный этап их образовательного пути. Помните, что каждый ребенок уникален, и его развитие будет иметь собственные особенности и темп. Главное — это создать поддерживающую и стимулирующую среду и обеспечить детей всеми необходимыми ресурсами для этого процесса.
 

Онлайн-занятия на сайте «Разумейкин»:

  • развивают внимание, память, мышление, речь — а именно это является основой для успешного обучения в школе;

  • помогают изучить буквы и цифры, научиться читать, считать, решать примеры и задачи, познакомиться с основами окружающего мира;

  • обеспечивают качественную подготовку ребёнка к школе;

  • позволяют ученикам начальных классов освоить и закрепить наиболее важные и сложные темы школьной программы;

  • расширяют кругозор детей и в доступной форме знакомят их с основами различных наук (биологии, географии, физики, химии).

 

Читайте также