1202

Падежи – это одна из самых сложных и запутанных тем русской грамматики. Они вызывают много затруднений у детей, которые только начинают осваивать родной язык. А также у их родителей, которые стремятся помочь им в данном процессе.  Знакомство с этой темой дети начинают в 3-4 классе и продолжают изучение вплоть до окончания школы. В начальных классах ребенок получает основы, которые являются базовыми для изучения более сложных тем русского языка. Именно поэтому так важно помочь малышу разобраться в падежах сразу и не допускать пробелов в базовых знаниях. 

 

Падежи русского языка 

Падежи – это способ изменения формы слова, которая показывает роль этого слова в предложении. В русском языке существует шесть основных падежей, каждый из которых имеет свои особенности.

1. Именительный падеж (кто? что?) 
Используется для обозначения субъекта предложения. 
Пример: Кот (и.п.) спит.

2. Родительный падеж (кого? чего?) 
Указывает на принадлежность или отсутствие чего-либо.
Пример: Это лежанка (и.п.) кота (р.п.).

3. Дательный падеж (кому? чему?) 
Выражает кому или чему предназначается действие.
Пример: Девочка (и.п.) дала корм коту (д.п.).

4. Винительный падеж (кого? что?) 
Показывает, на кого или на что направлено действия.
Пример: Девочка (и.п.) увидела кота (в.п.).

5. Творительный падеж (кем? чем?) 
Указывает на способ действия или средство, с помощью которого оно осуществляется.
 Пример: Девочка (и.п.) довольна котом (в.п.).

6. Предложный падеж (о ком? о чем?) 
Указывает на место действия или объект мысли.
Пример: Девочка (и.п.) думает о коте (п.п.).

Как запомнить падежи и научиться их определять — советы родителям

Выучить падежи может быть непростой задачей для детей. Однако, с правильным подходом это можно сделать быстро и эффективно:

  • Самый лучший способ, чтобы выучить любую информацию, — понять зачем она нужна. Первоначально необходимо показать детям, для чего им знания о падежах. Расскажите малышу историю о докторе: 

«Однажды на прием пришел слон и доктор сказал: «Слон сделать укол доктор». Слон ничего не понял и решил, что доктору нужно сделать укол! Что тут началось… все стали кричать и бегать….».

Спросите ребенка, что было не так. Все дело в неверном построении предложения, которое сказал доктор. В нем слова не связаны между собой и непонятно, кто кому должен делать укол. Попросите ребенка исправить предложение: «Доктор сделает укол слону». Теперь все встало на места, благодаря работе падежей, стало понятно, кто выполняет действие в предложении, а на кого это действие направлено. 
Падежи дают возможность строить правильные предложения и выражать свои мысли точно и однозначно. Кроме того, они необходимы для верного использования глаголов, предлогов и других грамматических конструкций.

  • Сделайте изучение падежей увлекательным для детей: используйте игры или загадки, стихи, которые будут содержать правила о падежах. 
  • Для изменения формы существительного используйте слова-подсказки. Их запомнить достаточно просто, так как некоторые названия падежей сами по себе являются подсказками:

Именительный падеж (и. п.) — есть
Родительный падеж (р. п.) — нет
Дательный падеж (д. п.) — дать
Винительный падеж (в. п.) — виню, вижу
Творительный падеж (т. п.) — творю, доволен, горжусь
Предложный падеж (п. п.) — думаю, говорю

Например: 
Необходимо поставить слова «яблоко», «собака» в дательный и родительный падежи.

Рассуждение: 
Д.п 
Дать чему? - яблоку, 
Дать кому? - собаке.

Р.п.
Нет чего? - яблока, 
Нет кого? - собаки.

  • Чтобы запомнить вопросы каждого падежа можно придумать яркие истории. 

Например:
И. п. : Утром Петя встал и решил позавтракать. ЧТО ЕСТЬ в холодильнике: колбаса. КТО будет есть: Петя. Но тут прибежал (кто?) кот.
Р. п. : Он схватил бутерброд и скрылся. Петя смотрит: НЕТ ни кота (кого?), ни колбасы (чего?). 
Д. п. : Тогда Петя налил молока в миску и ДАЛ (кому?) коту. 
В. п. : Кот был рад, а Петя не очень, ведь он остался без завтрака.  И ВИНИЛ в этом (кого?) кота.
Т. п.: Кот решил порадовать своего хозяина и принес мальчику игрушечную мышку. Петя был ГОРД (кем?) котом.
П. п. : Весь день друзья провели вместе. А вечером Петя, засыпая, ДУМАЛ (о ком?) о коте и (о чем?) о завтрашнем дне. 

  • Используйте наглядные таблицы, карточки с падежами: это поможет визуализировать правила. Также добавляйте разнообразные игры и викторины для занятий, тогда обучение станет интереснее, а усвоенные знания будут прочнее. 
  • Практикуйтесь в реальной жизни. Попросите детей обратить внимание на окружающий мир и назвать предметы, используя разные падежи. Например, пусть они называют предметы в именительном падеже, а затем придумывают словосочетание, где оно будет употребляться в других падежах. Это поможет им понять, какие слова следует использовать в каждом случае.

Игры и упражнения для детей по теме падежи

1. Охота на падежи

Оборудование: кубик, любой несложный текст.
Описание: цель игры — найти в тексте или в предложении слова, стоящие в определенных падежах. Ребенок бросает кубик, чтобы определить падеж, количество точек указывает на его порядковый номер. После чего нужно найти как можно больше слов в данной форме. Если участников больше одного, то можно называть слова по очереди или играть на время.

2. Собираем фразы

Оборудование: карточки со словами и фразами в различных падежных формах.
Описание: это упражнение поможет детям научиться правильно склонять существительные в разных падежах. Ребенок должен из представленного набора слов и фраз составить как можно больше грамматически корректных предложений. Игра также может быть организована в формате командного соревнования.

3. Путешествие по падежам

Оборудование: игровое поле, карточки со словами.
Описание: цель игры — правильно определить падеж слова и добраться первым до финиша. Данная игра может быть организована как настольная или в формате интерактивной игры на компьютере или планшете. Дети вместе с персонажами отправляются в путешествие, где им нужно выбирать правильные падежные формы слов, чтобы пройти по карте и добраться до финиша. Для передвижения по полю нужен кубик, который определяет количество ходов игрока в том случае, если он сможет верно определить форму слова и назвать падеж. Все слова записаны на карточках, которые в начале игры размещаются на игровом поле.

4. Домино

Оборудование: фишки, разделённые на две части: на верхней - написан падеж, на нижней - слово с предлогом (лучше всего использовать не более 3 падежей). Может быть 56 или 28 фишек.
Описание: игра направлена на отработку умения определять падежи. Она напоминает классическую версию. Всё фишки перемешиваются. Участники набирают по 6 фишек. По жребию выбирается первый игрок. Он кладет любую фишку. Следующий участник должен правильно подобрать слово к падежу или наоборот падеж, положив рядом соответствующую фишку. Выигрывает тот, у кого на руках не останется ни одной фишки.

5. Весёлые истории 

Оборудование: кубик, два набора карточек. В первом наборе написаны имена известных личностей (Менделеев, Пушкин, Барто, Эйнштейн, Джонни Депп и др.). Во втором — существительные (машина, краски, книга, дом, варежки и т.п.).
Описание: это очень забавная игра, которая учит детей подбирать правильные формы слов. Играть можно как с одним ребенком, так и с группой детей. Перед участником кладется две стопки карточек. Он кидает кубик, выпавшее число обозначает падеж. Затем ребенок берет по одной карточке из каждой стопки. Задача: составить фразу так, чтобы загаданный человек выполнял действие направленное на предмет. 

Например: 
Выпали карточки: Пушкин, книга. На кубике число 6 — значит предложный падеж.
Фраза: 
Пушкин думает (о чем?) о книге.  

Изучать падежи с ребенком может быть интересным и познавательным процессом, если применять эффективные методы обучения. Стоит помнить, что терпение и постоянство – ключи к успеху. Не забывайте поощрять своего ребенка за достижения и поддерживать его в процессе обучения. 

Онлайн-занятия на сайте «Разумейкин»:

  • развивают внимание, память, мышление, речь — а именно это является основой для успешного обучения в школе;

  • помогают изучить буквы и цифры, научиться читать, считать, решать примеры и задачи, познакомиться с основами окружающего мира;

  • обеспечивают качественную подготовку ребёнка к школе;

  • позволяют ученикам начальных классов освоить и закрепить наиболее важные и сложные темы школьной программы;

  • расширяют кругозор детей и в доступной форме знакомят их с основами различных наук (биологии, географии, физики, химии).

 

Читайте также